По информации Дирекции безопасности дорожного движения (СSDD) последние четыре года число автошкол в стране сильно не изменилось — 150—170. В то же время одни центры обучения вождению закрываются, другие, наоборот, открываются. Общее количество клиентов при этом не растет и не уменьшается, однако
бизнес становится все менее и менее прибыльным. Как рассказали в СSDD, пик сдающих экзамены на права пришелся на 2008-й, когда количество
экзаменуемых выросло на 30% по сравнению с предыдущими годами. Однако в 2009—2010-м число клиентов снизилось на те же 30%, и получается, что сейчас
показатели вернулись на уровень прежних лет. В С5РО нам назвали такую ситуацию стабильной, но с тенденцией к повышению числа тех, кто хочет сдать на
права.
С 2007 года плата за экзамен в СБОР существенно не изменилась: теория — 8,95* лата (было около 5 латов), вождение — 21,23 лата (было около 20 латов).
Разумеется, самая большая часть расходов желающих сдать на права — обучение в автошколе. Какую прибыль приносят они их владельцам?
«В среднем сейчас один ученик приносит прибыль 10 латов! — делится цифрами владелица маленькой автошколы Orsons (работает с 1992 года, в советское
время — автоклуб «Орион») Наталья Балмасова. — Конечно, по сравнению с 2007-м ситуация заметно ухудшилась. Если тогда крупные автошколы имели филиалы
во всех районах и по нескольку в центре, то сейчас они отказались от многих классов и от аренды помещений. Учеников становится все меньше, к тому же
существенно упали цены. У нас, например, в 2007 году было 120—150 клиентов, а в прошлом году — только 83. В 2007-м теория стоила 50 латов, сейчас — 30,
ниже стали цены на регистрацию, экзамены. Стараясь привлечь клиентов, автошколы сбивают цены, но каждый варьирует их по своему. Я, например, беру за
регистрацию 20 латов. Другие, кроме этого, еще дополнительно взимают плату за карту обучения, которую сами в СSDD покупают за 1,50 лата. Чтобы выжить,
приходится «чистить карманы». Спад начался в 2008 году, в апреле 2009-го пошел небольшой подъем, а потом опять спад. За два класса и офис я плачу 200
латов в месяц, но это самая низкая арендная плата, в центре содержание автошколы обходится значительно дороже. Сейчас я прикрываю свою деятельность.
Маленькой автошколе нет смысла оставаться в этом бизнесе. Большие автошколы набирают учеников на все категории: А, В, С, D, Е и могут за счет этого
продержаться. А я хочу переждать это время, пока не начнется улучшение, поэтому собираюсь законсервировать свое предприятие».
Года четыре назад учеников хватало всем, а теперь, если набрали группу 5—7 человек — это уже хорошо. Как свидетельствуют данные СSDD, новые автошколы
по-прежнему открываются, но многие тут же и закрываются. Сейчас выгодно, если инструктор по вождению одновременно является и преподавателем теории,
и владельцем автошколы — он работает на себя.
А о том, как работают большие учебные центры, Деловому Телеграфу рассказал владелец самой крупной на сегодня по количеству клиентов автошколы Сrеdо
(10 лет на рынке) Максим Рапопорт. При этом он отмечает сокращение числа учеников по сравнению с 2007 годом на 30—45%. Однако в прошлом году на рынке
автошкол количество учащихся было примерно таким же, как в 2007-м, если даже не больше. «Проблема заключается не в том, сколько к нам приходит учащихся
— просто в докризисном году обучение стоило на 60—70% дороже, чем в 2010-м, -объясняет Максим Рапопорт.
— Поэтому учитывая общую тенденцию цен и сильно обострившуюся конкуренцию на нашем рынке (многие фирмы занимались откровенным демпингом), приток
клиентов не дал тех результатов, которых бы нам хотелось, хотя мы и обходим в последние полгода, по статистике С5ЭО, наших ближайших конкурентов на
25%. Однако нам, безусловно, немного легче, чем другим, пережить сложившуюся ситуацию. С другой стороны, у нас больше помещений, штат и,
соответственно, больше затрат и гораздо сложнее оставаться рентабельными».
При этом хорошая статья чистой прибыли для автошколы - сдача экзамена по теории. Вернее, его пересдача, которая стоит 5 латов за каждую очередную
попытку. Как свидетельствует та же беспристрастная статистика, с первого раза его удается сдать только половине курсантов, а некоторым приходится
делать по 6—7 подходов.
Сложившаяся ситуация, конечно, по-своему выгодна клиенту. Вот денежный расклад ученицы одной из крупных автошкол: 50 латов — регистрация и теория,
20 — курс неотложной помощи, 44 — за экзамен в СSDD, за который по условиям заключенного договора надо платить прямо в учебном центре. Из них 10 латов
автошкола, видимо, кладет себе в карман за посреднические услуги, но зато предлагает курсанту 9 «акционных» занятий (полтора часа каждое) всего за 5
латов. Потом — по обычному тарифу, который на сегодня составляет 9—10 латов за занятие, в то время как три года назад средняя цена выросла до 15—20
латов, а некоторые особенно продвинутые инструкторы предоставляли свои услуги даже по 27 латов за занятие.
Деловой Телеграф.IV
* Обменный курс на 09.09.2011: 1 лат = 58.5580 руб
Журнал «Автошкола Профи» №3 2011
Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...