Федерация автошкол Республики Татарстан

Автошколы республики, объединяйтесь!
(843) 258-58-49, (843) 258-58-97

Отзывы

Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...

Вход на сайт

Организация дорожного движения в крупных городах

Благодаря процессу автомобилизации размываются границы городов. Городское население все активнее переселятся в пригород, превращая эту часть территории в продолжение города. Поэтому транспортная доступность рекреационных зон вынуждает рассматривать улично-дорожные сети города и пригорода как единую транспортную инфраструктуру, обеспечивающую жизнь "большого города". Такие агломерации с населением более 10 млн. человек получили название "мегаполисы". В число 15 мегаполисов мира входит и г.Москва.

В настоящее время в крупнейших городах мира установился следующий уровень автомобилизации населения (число автомобилей на 1000 жителей): Австралия 640, Австрия - 630. Бельгия - 580, Германия - 620, Польша - 515, Финляндия - 500, Франция - 590, Швейцария - 600, Швеция - 514. Россия - в среднем по стране 233, Москва -  более 300.

В США уровень автомобилизации традиционно значительно выше, чем в Европе, и составляет в среднем по стране 811, а в мегаполисах - более 900. Характерной особенностью автомобилизации в европейских мегаполисах является замедление и стабилизация ее роста. Это объясняется трудностями использования автомобиля в городе. Запретов на приобретение автомобиля ни в одной стране Европы нет, но численность городских автопарков в течение многих лет остается неизменной. Достичь этого удалось за счет политики комплексного решения зонирования города, развития видов общественного пассажирского транспорта и использования экономического механизма ограничения пользования личным автомобилем в городе.

Тем не менее, избавиться от притока автомобилей в деловые, торговые и административные центры города невозможно. Кроме того, расселение горожан в пригородах вызывает необходимость в ежедневных маятниковых поездках на работу и обратно. Удовлетворить полностью спрос на использование автомобиля в городе не удается нигде в Европе. Причина тому - ограниченность пропускной способности на дорогах города, недостаток пространства для организации паркингов. Поэтому для снижения транспортной нагрузки на города выработано несколько направлений.

Разработка, широкое обсуждение, принятие и выполнение генерального плана города, ориентированного на значительный срок (15-20 лет)

Например, для Токио основные черты города XXI века были определены еще в 1991 г. К настоящему времени проведено три актуализации генплана, детализирующие развитие установленных в нем 8 зон города. Но при этом стратегия развития транспорта мегаполиса не нарушена. Она представляет собой конкурентное развитие городского пассажирского транспорта по отношению к личному автотранспорту.

В региональном плане Нью- Йорка (1996 г.) в качестве приоритетных задач провозглашено улучшение мобильности населения, повышение качества транспортного обслуживания за счет развития сети внеуличных автомагистралей, снижение использования автомобиля в городе за счет развития общественного транспорта и введения платы за пользование личным автомобилем.

Зонирование территории города

Этот процесс характерен для всех мегаполисов. Главные его цели - сохранение исторической части города от разрушения, развитие общественного пассажирского транспорта, оздоровление окружающей среды. В качестве таких зон выделяются заповедные районы города (культурное и историческое наследие), территории высокой деловой активности и плотной жилой застройки. Так, в Париже реализуется программа "Центр без автомобиля", позволяющая сохранить для будущих поколений уникальные исторические памятники, к числу которых относятся не только здания и сооружения, но и планировка старых районов города.

Внутри зон устанавливаются разнообразные ограничения: снижение скорости движения, запреты на парковку на проезжей части улиц, платность за въезд в зону и за парковку. Количество и строгость таких ограничений определяется транспортной емкостью территории, развитием и состоянием дорожной сети.

Введение платы за использование личного автомобиля в городе

Это одна из самых непопулярных, но очень эффективных мер по снижению транспортной нагрузки в городе. Плата устанавливается за проезд по магистрали, въезд в зону города, парковку. Ее размер увеличивается по мере приближения к центру, а по времени - в часы пик. Этот метод в совокупности с зонированием города позволяет существенно (до 20%) снизить уровень загрузки движением выделенных территорий города, но вместе с этим возникает целый ряд очень серьезных проблем с перехватывающими парковками, пересадочными узлами, организацией движения общественного транспорта.

Развитие общественного пассажирского транспорта (ОПТ)

ОПТ всегда был конкурентом автомобилю. Его преимущество более низкая стоимость поездки, чем на автомобиле, и освобождение от проблемы парковки. Кроме этого, провозная способность ОПТ в несколько десятков раз выше, чем личных автомобилей, что дает ему преимущество при организации движения в перегруженных транспортом районах города. Для обеспечения высокой скорости перевозки пассажиров для ОПТ выделятся специальные полосы движения на проезжей части (города София, Берлин, Лондон, Лос-Анджелес). Реализация такого решения требует строгого контроля за движением и высокой дисциплины водителей. Но это позволяет иногда до 40% разгрузить центр больших городов от личного транспорта.

Развитие улично-дорожной сети (УДС)

В странах Европы, начиная с 70-х, а в США с 60-х годов, приняты национальные программы создания сети внеуличных скоростных городских магистралей, являющихся продолжением пригородных автомагистралей. Такая сеть дорог обладающая высокой (практически неограниченной) пропускной способностью, вытягивает на себя до 80% городского движения. Создание внеуличной сети городских дорог требует времени и средств, но альтернативы в решении транспортной проблемы города ей нет. Простое наращивание протяженности и пропускной способности УДС - путь, несмотря на колоссальные затраты, тупиковый.

Информационное обеспечение дорожного движения

Во многих странах мира четко налажена информация участников движения о транспортной ситуации на направлениях движения, о возможных маршрутах объезда перегруженных участков, о парковках. На пересечениях дорог указываются не только разрешенные направления движения, но и названия районов и улиц. Для передачи водителям информации используются многопозиционные дорожные знаки, световые табло со сменной информацией, специальные радио и видеоканалы. Например, после включения световых табло с предупреждением о заторах, они устранялись за 20 - 30 минут; без табло на это уходило 3 - 4 часа

ТЕХНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ

В настоящее время уже созданы технологии, соединяющие компьютерные чипы в транспортных средствах и на автомобильных дорогах. Разработаны специальные радары и приборы радио-предупреждения, с помощью которых можно избежать столкновения на дороге. Внедряются блокирующие устройства, не позволяющие запустить двигатель автомобиля лицам, находящимся в состоянии опьянения. Спутниковые технологии, разнообразные навигационные системы и системы определения местонахождения транспортного средства, доступные пока лишь немногим, скоро, по прогнозам экспертов, станут обычным явлением, помогая водителю найти дорогу в незнакомом городе или вызвать помощь простым нажатием кнопки. Все более широкое распространение получат системы, автоматически включающие устройства для передачи сигналов в полицию при срабатывании надувных подушек безопасности, угоне транспортного средства и т.д.

В европейских государствах толчком к технической модернизации систем управления и контроля за движением автотранспорта стал опыт Франции. Следует отметить, что техническое перевооружение систем слежения за порядком на дорогах в этой стране было лишь одним из предпринятых мер по обеспечению безопасности движения.

Вначале, в 2003 г. был принят новый закон "Об изменениях правил дорожного движения', который предусматривал значительное ужесточение санкций за нарушения на дорогах

И лишь затем была проведена техническая модернизация дорог: управление светофорами в городах стало производиться из единого центра на основных трассах были установлены новые камеры, связанные с радарами, которые автоматически засекали превышение скорости, фиксировали на пленку номер автомобиля, лицо его хозяина. Эти данные передавались на центральный компьютер, который без участия человека выписывал штраф владельцу машины (размеры штрафов см. в табл. 2-4.).

Благодаря этим нововведениям количество ДТП на французских дорогах снизилось за два года на треть. Тем не менее, в отдельных государствах существуют свои специфические особенности технической организации движения.

Великобритания

Британская компания Astucia разработала "транспортные видеокамеры", которые должны повысить безопасность на дорогах, прежде всего, за счет регулирования скорости движения. Новые устройства - это вмонтированные в дорожное полотно светящиеся маячки, которые при помощи видеокамеры определяют скорость проезжающих автомобилей, износ их покрышек и идентифицирует номерные знаки. Связанная с компьютером камера диаметром 13 см возвышается над асфальтом меньше, чем на 4 мм.

Когда скорость приближающегося транспортного средства измерена, устройство начинает работать подобно светофору - светодиоды подают автомобилистам световые сигналы от красного до зеленого. Использовать маячки планируется на железнодорожных переездах и пешеходных переходах.

Данные, полученные благодаря маячкам, не будут использоваться для взыскания штрафа - это система предупреждения участников движения, а не наказания.

В Великобритании же разработана новая система, способная при помощи спутников следить за соблюдением правил парковки. Если один из датчиков системы зафиксирует автомобиль, припаркованный в неположенном месте, он автоматически сообщит об этом полиции с помощью текстового сообщения.

Датчики будут работать с помощью спутниковых систем GPS или новой европейской системы Galileo, которая разрабатывается в настоящее время. Сигнал от спутников постоянно принимается сенсором, расположенным непосредственно на дороге. Если рядом паркуется машина - сигнал ослабевает, после чего датчик автоматически информирует дорожную полицию.

Цена каждого сенсора, обслуживающего только пять футов дороги (менее 2 м), составит 30 фунтов стерлингов (примерно 50 долл.). Британские власти считают, что это не так много, учитывая ожидаемые суммы штрафов за неправильную парковку.

Кроме того, в Великобритании используется лазерное устройство для сканирования места дорожно-транспортного происшествия, что позволяет за 5 мин. произвести все необходимые процедуры оформления документов, связанных с аварией и установлением виновности водителей. Раньше на эти процедуры тратилось не менее 1 часа. Это значительно повлияло на организацию движения на дорогах страны: стало меньше заторов, увеличилась их пропускная способность.

ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ

Опыт Германии

Согласно выводам немецких экспертов, наибольшее количество ДТП среднестатистический водитель совершает в первый год своего вождения. Следующий пик приходится на период между тремя и пятью годами после получения водительского удостоверения. Далее, примерно до 10 лет, вероятность попасть в аварию ощутимо снижается. По истечении 10 лет большинство водителей-немцев, практически ежедневно находящихся за рулем. становятся участниками ДТП лишь в единичных случаях.

Оценка приведенных показателей свидетельствует о том, что водители-первогодки попадают в аварии по своей неопытности, а те, кто преодолел трехлетний рубеж водительского стажа, - из-за самоуверенности. Эти "психолого-математические" выкладки в 2005 г. стали предметом широкого обсуждения в нижней палате немецкого парламента - бундестаге. Германские законодатели согласились с мнением аналитиков, полагающих, что начинающий водитель представляет наибольшую опасность на дороге и что для снижения аварийности целесообразно иметь систему, дающую им возможность продолжить процесс обучения по окончании автошколы.

В результате уже в марте 2005 г. появилась специальная федеральная программа под названием "SAFE-NET PLUS" - "Дальнейшее распространение опыта безопасного вождения среди начинающих водителей". Она предусматривает добровольное вступление на новые курсы заканчивающих автошколу молодых водителей и выдачу им не постоянных, а временных ("пробных") водительских удостоверений с установлением испытательного срока не менее года. Молодые водители продолжают обучение, посещая теоретические и практические занятия, а также семинары по повышению водительской квалификации, один из которых является зачетным. Регулярное и активное участие в "обычных" семинарах дает 11раво на досрочное получение постоянного водительского удостоверения без сдачи зачета.

Курс дополнительного обучения направлен на совершенствование навыков управления автомобилем в различных дорожных ситуациях. Помимо привития ловкости в манипулировании педалями и рулем, важное место здесь занимает изучение "неписанных" правил поведения на дороге, позволяющих избежать аварии, и выработка психологической устойчивости водителя перед всевозможными раздражителями, то есть хладнокровного восприятия любой сложной обстановки, а также культура вождения.

Чтобы стимулировать процесс вступления в подобный клуб, "SAFE-NET PLUS" предоставляет его членам неплохие льготы. Так, вступивший получает право на выгодных условиях взять в аренду на год новый автомобиль в одном из автосалонов, который является участником программы. Социальный блиц-опрос, проведенный среди представителей немецкой молодежи, показал, что они считают предложенную идею довольно заманчивой, поскольку она дает возможность мгновенно воплотить в жизнь мечту многих молодых людей - иметь свободу и мобильность благодаря собственному новому автомобилю.

Право на аренду получает каждый начинающий водитель, пожелавший продлить обучение, а остальные льготы и их финансовое наполнение зависят от достигнутых им успехов в учебе.

В частности, если ученик успевает на "отлично", страховая компания "ОАЗ" гарантирует ему выгодный базовый тариф. Заключая с ней соглашение, отличник "стартует" не с общепринятого страхового взноса с 230-процентным тарифом. а со 140 и дополнительно получает 10-процентный бонус. Таким образом, владелец, например, "Мазды-2" экономит за год 2000 евро. Успешная сдача зачетов на итоговом семинаре тоже поощряется: выпускник получает от фирмы "ТОТА1_" вознаграждение в виде чека на 250 евро.

Но самое главное в новой программе - даже не материальная выгода для начинающего водителя, а высокий уровень безопасности на дороге. Из "источника повышенной опасности" молодой водитель превращается в умелого, уверенного, а где необходимо, и в острожного участника движения.

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ

Правовая основа деятельности

В некоторых странах права и обязанности полиции регламентируются законами или кодексами о дорожном движении (Бельгия, Великобритания, Испания, Люксембург), в других - только законами о полиции (Чехия, Швеция), в третьих - и законами о дорожном движении, и законами о полиции (Австрия) или несколькими законодательными актами. Например, в Швейцарии правовые нормы, касающиеся деятельности полиции, содержатся в Законе о дорожном движении, Правилах дорожного движения. Правилах выдачи водительских удостоверений. В Швеции полномочия полиции определены Законом о нарушении правил дорожного движения, Законом о проведении анализа выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, Законом о водительских удостоверениях, Законом о налогообложении перегруженных транспортных средств. Законом о задержании транспортных средств. Функции дорожных полиций за рубежом

Во многих государствах на национальном уровне установлены единые для всех полицейских подразделений полномочия. В то же время в Швейцарии законодательными органами кантонов дополнительно введены собственные требования к работе полиции. В США каждый штат имеет свое законодательство, в том числе и регулирующее работу полиции. Во многом законодательные нормы штатов сходны. В то же время значительные различия имеются в определении составов правонарушений, в правах полиции на остановку транспортного средства и порядке привлечения к ответственности нарушителей правил дорожного движения. В Великобритании законодательные нормы Англии и Уэльса отличны от законодательных норм Северной Ирландии и Шотландии Но общим является правило, согласно которому дорожным полицейским запрещено измерять скорость с помощью радаров в неустановленных местах. Для этого существуют стационарные установки с обязательным знаком, что скорость контролируется радаром.

В последние годы во многих странах наблюдается тенденция все большего признания значимости осуществляемого полицией надзора за соблюдением правил дорожного движения для повышения уровня его безопасности. В национальные программы обеспечения безопасности дорожного движения, принимаемые, как правило, на среднесрочную перспективу, включается рабош полиции по выявлению наиболее опасных нарушений правил дорожного движения, приводящих к ДТП. в которых погибают и получают ранения люди. Так, надзор полиции на дорогах входит в приоритетные направления деятельности по снижению числа пострадавших в ДТП в европейских государствах, например, в Австрии. Великобритании, Дании, Финляндии, Швеции.

По оценкам зарубежных специалистов. по соотношению затрат и получаемой выгоды надзор полиции за соблюдением требований дорожного законодательства - один из самых эффективных и рентабельных методов ежегодного уменьшения числа людей, пострадавших на дорогах. Таким образом, основными функциями дорожной полиции в большинстве государств являются: надзор за соблюдением правил дорожного движения, оформление ДТП и расследование обстоятельств их совершения, участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Кроме того, в некоторых странах дорожные полиции осуществляют прием квалификационных экзаменов у кандидатов в водители и выдачу водительских удостоверений, контролируют техническое состояние транспортных средств, ведут учет ДТП, занимаются воспитанием участников дорожного движения и в целом пропагандисткой работой среди населения. Во многих же других странах роль дорожной полиции в деятельности государства по снижению числа пострадавших в ДТП ограничивается надзором за дорожным движением, работой на месте ДТП, пропагандой безопасности дорожного движения. Основная тенденция организации дорожно-постовой службы в большинстве стран мира - сокращение прямых контактов дорожной полиции с нарушителями дорожного движения, его регулирование с помощью центральных электронных пунктов управления. Тем не менее, в разных странах существуют свои особенности деятельности дорожных полицейских.

Германия

За нарушителями ПДД постоянно охотятся патрули скрытного наблюдения. Есть такое подразделение в дорожной полиции ФРГ. Выходит на дежурства в неприметных авто с видеокамерой и измерителем скорости. Контролеры в штатском сливаются с движущейся массой и тормозят всех, кто может представлять опасность.

Израиль

В Израиле департамент дорожного движения отвечает за контроль, руководство, координирование и надзор за деятельностью системы дорожного движения, а также за определение общей политики этой системы. В задачи департамента входит регулирование дорожного движения и сокращение числа дорожных катастроф путем их расследования и привлечения правонарушителей к ответственности. Департамент дорожного движения входит в состав гражданской полиции. Сотрудники дорожной полиции вооружены легким стрелковым оружием, используют машины синего цвета с надписью "Полиция" на арабском и английском языках. В Израиле еще есть общественная полиция, которая называется "Мишмар израхи", в дословном переводе — "Гражданская стража". Название достаточно точное, потому что это действительно "стража", ее представители ничем внешне не отличаются от полиции — звания, форма, удостоверения (в нем добавлено только одно слово — "доброволец"). На дежурство они выходят в свободное от основной работы время и за свое участие в контроле за дорожным движением ничего не получают.

США

Как таковой, дорожной полиции в США не существует. За порядком на дорогах следят полицейские патрули штата или города. В штате Флорида отрабатывается эксперимент, когда добровольцы (домохозяйки, пенсионеры, студенты) разъезжают на полицейских автомобилях, "пугая" других водителей и заставляя их тем самым соблюдать правила дорожного движения. Волонтеры не могут выписать штраф или произвести арест нарушителей, у них нет никакого оружия. Но они могут сообщить о серьезных нарушениях полицейским по рации и оказать помощь жертвам ДТП. Все добровольцы для этого проходят специальное обучение.

Литва

Дорожная полиция этого государства провела необычный эксперимент: на пешеходных переходах было установлено 300 силуэтов картонных "полицейских". Они были сделаны в натуральную величину и раскрашены в цвета литовских стражей порядка. Кроме того, на автострадах были установлены пластиковые имитаторы полицейских автомобилей тоже в натуральную величину. Только за счет такого новшества литовской дорожной полиции удалось снизить аварийность на дорогах за месяц на 10%.

Венгрия

В одном из сельскохозяйственных районов страны дорожные полицейские несут дежурство вместе с отрядами школьников- добровольцев. Последним полицейские разрешили кидать переспелыми лимонами в нарушителей правил дорожного движения, а если водитель не нарушает правила, ему вручают ароматное яблоко. Венгерские полицейские считают, что подобное наказание вызовет у водителей значительно большее чувство вины, чем обычный штраф.

  1. Книжка МДП - международный документ таможенного транзита, который выдается представляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями, и по которому перевозятся грузы с таможенными печатями и пломбами, в автотранспортных средствах и контейнерах. В России книжки МПД выдаются Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков.
  2. Пожилые люди сталкиваются с многочисленными проблемами, связанными с дорожным движением и транспортом. В частности, пешеходам пожилого возраста приходится бороться с объективными или субъективно ощущаемыми опасностями, которые ограничивают их мобильность и стремление к участию в какой-либо деятельности. Условия дорожного движения следует приспосабливать к возможностям пожилых людей, а не наоборот. Меры и мероприятия должны включать обучение вопросам дорожного движения, установление пределов скорости движения, особенно в населенных пунктах, создание безопасных дорожных условий, удобства и транспортные средства и т.д. (п.65 Рекомендации 18).
  3. Правила состоят из пяти томов: I. Законодательная и регламентирующая часть; II. Приложения. Общие предписания: III. Технические и административные предписания, применимые к транспортным средствам; IV. Технические и административные предписания, применимые к транспортным средствам определенных категорий, специальным транспортным средствам и сельскохозяйственным машинам, мотоциклам, трех- и четырехколесным транспортным средствам с двигателем, велосипедам и мопедам; V. Водительское удостоверение и подготовка водителей механических транспортных средств
  4. В Германии любое средство передвижения, скорость которого может превышать 6 км/час., должно иметь гарантийную страховку. Размер страховки зависит от следующих факторов: опыт водителя (новички платят больше), места жительства (городские жители платят на 15 - 20 % больше сельских); годовой пробег автомобиля (при пробеге более 20 тыс. км сумма страховки увеличивается на 10%); хранение автомобиля (на улице или в гараже; в гараже - скидка 10 %); возраст автомобиля (более 6 лет + 12%).

По материалам журнала «АВТОШКОЛА ПРОФИ» №1 2010 г.

Последние новости

02.10.2024 - 23:52

Запрет учебной езды

Управление МВД России по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 19 по 21 октября 2024г. запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам города Казани, указанным в списке.
В период с 22 по 24 октября 2024г включительно запрещается учебная езда по всей территории города Казани.

07.06.2024 - 17:10

Запрет учебной езды

ГИБДД по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 8 по 23 июня 2024г запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам и дорогам г.Казани, указанным в списке.

01.05.2024 - 15:35

Запрет учебной езды

ГИБДД по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 14 по 19 мая 2024г запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам и дорогам г.Казани, указанным в списке.

Учебная езда 14 мая и 19 мая 2024 года запрещена на всех улицах и дорогах г. Казани.

01.04.2024 - 18:43

МВД России внесены изменения в ведомственный приказ, регламентирующий порядок проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений

С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.