Федерация автошкол Республики Татарстан

Автошколы республики, объединяйтесь!
(843) 258-58-49, (843) 258-58-97

Отзывы

Сбылась моя мечта, я получила водительское удостоверение! Всё это благодаря Автошколе «Монолит»!
Выражаю огромную благодарность всему коллект...

Вход на сайт

Конкурс года «Автошкола – 2010»

Конкурс «Автошкола -2010», который проводился с 1 июня по 1 декабря прошлого года не только выявил победителей в номинациях «Лучшая автошкола», «Лучший преподаватель» и «Лучший мастер производственного обучения», но и поднял ряд важнейших вопросов в сфере подготовки будущих водителей.

ЧАСТЬ 1.

ЛУЧШИЕ ИЗ… ЛУЧШИХ?

Конкурс «Автошкола - 2010» был проведён Некоммерческим Партнерством «Федерация автошкол Республики Татарстан» при участии Управления ГИБДД МВД по РТ, Министерства образования и науки Республики, а также – Государственных учреждений: «Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан» и «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей». Участие в конкурсе приняли автошколы, являющиеся членами Федерации.

Основными целями конкурса «Автошкола-2010» было выявление проблем, существующих в автошколах, «изнутри», через поэтапное отслеживание и оценку процесса обучения, а также популяризация системы качественной профессиональной подготовки водителей.

Оценка организаций - участниц конкурса в номинации «Лучшая автошкола» проходила согласно системе критериев и показателей деятельности автошкол, затрагивающей учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, ведение делопроизводства, отзывы курсантов, соответствие квалификации педагогических кадров требованиям. Особое внимание уделялось тому, какие позиции занимает конкретное учебное заведение в рейтинге автошкол Республики Татарстан. Победителем в номинации «Лучшая школа», набрав 82 балла из 100 возможных, стала автошкола «АвтоТехКазань» (г. Казань).

Отдельного внимания заслуживает номинация конкурса «Лучший преподаватель». От качества преподавания зависит многое, поэтому и проверка качества преподавания у конкурсантов велась со всей тщательностью. Участники конкурса должны были в ходе двух этапов конкурса продемонстрировать теоретическую и практическую подготовку, профессиональные умения и навыки, кругозор, проявить творчество и высокую культуру педагогического труда, владение теоретической базой по специальности, профессионально-педагогической лексикой, умение на практике применять современные образовательные и инновационные технологии.

На первом этапе конкурса , проводившемся в заочной форме, жюри изучало и анализировало следующие показатели деятельности преподавателей – участников.

Общее качество преподавания оценивалось жюри согласно показателям сдачи экзаменов курсантами в ГИБДД.

Творческая работа конкурсантов представляла собой подготовку эссе на одну из выбранных тем. Состязающимся предлагались следующие варианты: «Путь в профессионализм», «Мое видение подготовки будущих водителей», «Основы подготовки к безаварийной езде», «Преподаватель в современном мире» и «Новая педагогическая идея подготовки будущих водителей».

Педагогическая деятельность преподавателей оценивалась жюри при участии руководства автошколы, дававшего описание системы работы, профессиональных и общественно-значимых действий участвующего в конкурсе педагога в течение 3-х последних лет.

Кроме того, оценке подвергся вклад педагогов в развитие учебно-методической базы: жюри оценило наиболее значимые учебно-методические материалы или творческие работы педагогов, созданные ими за последние три года.

На втором (очном) этапе конкурса оценивался уровень профессионального мастерства участников.

Творческая презентация «Я и моя профессия», стала для участников испытанием на жизненно-необходимое педагогу умение не только представить себя публике, но и в течение 5 минут рассказать о своей профессии, своем педагогическом кредо, используя аудио-видео средства, а также средства сценической выразительности. При оценке презентации жюри учитывало четкость формулировки основных идей, умение излагать свои мысли, убедительность педагогической позиции, способность к самоанализу и рефлексии. Словом, специалистами Федерации был всесторонне оценен творческий потенциал педагогов участников, эстетическое оформление занятия и уровень технической реализации творческих идей.

Открытое учебное занятие (или мастер-класс) и самоанализ проведенного мероприятия всегда заслуженно считалось лучшим способом проверить уровень, на котором преподаватель может реализовать свой творческий потенциал на практике. По условиям конкурса участники могли сами выбрать тему открытого учебного занятия, предоставив предварительно в Оргкомитет конкурса план-конспект данного мероприятия со всеми заданиями.

Не менее важным является и отношение к преподавателю его воспитанников, поэтому третьим этапом конкурса «Лучший преподаватель» стало анкетирование курсантов, воплотившееся на этапе «Преподаватель глазами курсанта».

Победу в номинации «Лучший преподаватель» одержала Галина Опря, преподаватель Казанского техникума наземного и подземного электротранспорта г. Казани.

Кстати, именно в эссе победительницы конкурса был поднят вопрос о профессиональной пригодности части курсантов к вождению автомобиля. Действующая система подготовки ведёт к тому, что при должном упорстве, после обучения за рулём оказываются ВСЕ курсанты, вне зависимости от их «профпригодности». Препятствовать этому педагоги автошкол не могут.

В то же время не вызывает сомнения тот факт, что отдельным категориям людей не просто «не рекомендуется» садиться за руль транспортного средства, – обоснованно отмечает Галина Владимировна, - Им это противопоказано. Дорожно-транспортные происшествия подтверждают такой вывод. Такие лица выявляются уже на стадии обучения. Видимо, пока при отборе водителей не введены психологические тесты, необходимо обеспечить методику приема экзаменов по практическому вождению таким образом, чтобы подобные люди сами могли убедиться в том, что водительское ремесло не для них. Такие обязанности, например, возлагаются на экзаменаторов в США и ряде других стран. Именно они и осуществляют на практике функциональную диагностику. Наши автошколы должны иметь законодательно установленное право проводить такую работу.

Кроме того, в эссе победителей поднимались непопулярные среди водителей, но острые с точки зрения безопасности дорожного движения, вопросы. Например - вопрос о систематической переподготовке всех водителей. Не меньшее внимание победители уделили и, собственно, процессу обучения: рычагам влияния преподавателей на курсантов, соответствию теоретического обучения и практической реальной ситуации на дороге. В сущности, эссе, авторами которых стали Галина Опря и Сергей Зинченко, являются готовыми служебными документами, которые могут служить методическими пособиями как для лиц, разрабатывающих учебные программы, так и для преподавателей автошкол.

В номинации конкурса «Лучший мастер производственного обучения» принимали участие инструктора, осуществлявшие практическую подготовку курсантов. К участникам конкурса были предъявлены достаточно жёсткие требования. К конкурсу были допущены специалисты, имеющие водительское удостоверение категории «В» и удостоверение мастера производственного обучения вождению автомобиля. Кроме того, из специалистов-мастеров к участию в конкурсе допускались лишь водители, не имеющие за последние 2 года случаев совершения по их вине дорожно-транспортных происшествий и не лишавшиеся водительского удостоверения. Конкурс проводился в четыре этапа:

На первом, «отборочном» этапе Оргкомитет конкурса оценивал профессиональную деятельность мастеров производственного обучения на основании статистических данных и отзывов курсантов.

Второй, «теоретический» этап представлял собой состязание в знании правил дорожного движения, истории автомобильной техники и устройства автомобиля. Соревнования проводились по билетам, включавшим в себя 20 вопросов теоретического экзамена на получение водительского удостоверения. Участники должны были дать ответ в течение 10 минут. За правильные ответы начислялись баллы. При равном количестве очков, выигрывал участник, затративший на решение всех вопросов наименьшее количество времени.

Третий этап «педагогическое мастерство» представлял собой обучение незнакомого до момента соревнований курсанта выполнению упражнений на площадке. Выполнение этого задания требовало от участников не только личного мастерства, но и терпения, педагогического такта и выдержки.

Четвертый этап «скоростное маневрирование» проводился на закрытой площадке в реальных погодных условиях в соответствии с требованиями к организации и проведению соревнований. Здесь инструкторам пришлось доказать своё умение управлять автомобилем.

К сожалению, результаты этого конкурса оказались не столь впечатляющими, как надеялись организаторы соревнований. Хотя в отдельных номинациях инструкторы показали высокий уровень подготовки. По знанию ПДД отличился инструктор ЧОУ ДПО Альметьевская автомобильная школа ОГО РОСТО (ДОСААФ) РТ Максим Никифоров, лучшим педагогом был признан инструктор КГО ОО РОСТО (ДОСААФ) РТ Герман Бойцев, а в скоростном маневрировании превзошёл всех соперников Марат Муратов инструктор ООО «АвтоТехКазань».

Однако звание «Лучший мастер производственного обучения» присуждено не было. Причина проста: выигрывая у соперников в одном конкурсе, участники не слишком блестяще выступали в остальных. Увы, это – тревожный признак. Если с точки зрения организации обучения и преподавания теоретических дисциплин в Республике есть яркие лидеры, то над подготовкой инструкторов-практиков необходимо серьёзно поработать.

ЧАСТЬ 2.

ИСКЛЮЧАЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР»

Однако, специалисты Федерации приняли решение не ограничиваться таким методом, как конкурс, позволяющим провести оценку его участников исключительно «здесь и сейчас». Для наиболее объективной оценки автошкол региона они применили один из важнейших инструментов – рейтинг, позволяющий не только отследить динамику работы каждой школы по конечным результатам её деятельности, но и дифференцированно рассмотреть каждый из механизмов, позволяющих достичь того или иного результата.

На сегодняшний день Федерация автошкол Республики Татарстан – единственная организация, составившая основанный на чётко сформулированных критериях, подробный рейтинг автошкол в своём регионе. Работа по определению рейтинга ведется более года, поэтому в статистическом смысле результат работы объективно отражает оценку уровня качества подготовки в автошколах Республики. Основные показатели, по которым специалистами Федерации определяется рейтинг, выводятся на основе объективных фактов согласно математическим формулам, полностью исключая субъективный подход, так называемый «человеческий фактор».

Рейтинг, составленный таким образом, позволяет проанализировать ряд показателей. В частности:

  • динамику результативности работы автошкол за конкретный период времени;
  • качество подготовки кандидатов в водители инструкторами по вождению и преподавателями теоретических дисциплин в конкретной автошколе;
  • соответствие внутренних оценок на экзамене в автошколе и оценок на квалификационном экзамене в ГИБДД,
  • текучесть педагогических кадров в автошколах.

Для руководства автошкол рейтинг этих учебных заведений при его систематическом обновлении становится своеобразным инструментом управления и мотивации педагогических кадров, задействованных в подготовке будущих водителей. Высокое положение в рейтинговой таблице предполагает хороший менеджмент в автошколе, а отсутствие развитой системы менеджмента – к низким результатам, прежде всего к минимальному проценту сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД.

ЧАСТЬ 3.

ПОРА БИТЬ ТРЕВОГУ.

Результаты конкурса лишь подтвердили то, что показывал ранее анализ качества подготовки водителей транспортных средств, проведённый Федерации автошкол Республики Татарстан. Анализ, проведённый специалистами Федерации с учетом разработанной ими системы критериев и показателей оценки деятельности автошкол, убедительно доказывает, что педагогическая подготовка преподавателей автошкол остается на весьма низком уровне.

Как правило, преподаватели не имеют педагогического образования, а повышение квалификации является недостаточным для достижения необходимого профессионального уровня. Как следствие, в школах, которых работают такие преподаватели, можно наблюдать признаки низкого уровня педагогической культуры. В 90% автошкол города Казани отсутствуют авторские рабочие программы, что является признаком отсутствия собственного видения преподавания своего предмета.

Преподавание в значительной части автошкол стало по-средневековому схоластическим и ведется по принципу «зазубривания» правил ПДД и «натаскивания» на решение конкретных экзаменационных билетов.

Методы преподавания ограничиваются монологическим и показательным, а методы учения – репродуктивным и исполнительским.

В ходе анализа занятий, проведенных преподавателями автошкол, были выявлены следующие неэффективные, но активно использующиеся, стороны преподавательской деятельности:

- отсутствие рациональности и эффективности использования времени занятия, оптимальности темпа чередования и смены видов деятельности;

- нецелесообразность и неэффективность использования наглядности и технических средств обучения;

- слабый уровень обратной связи с учащимися;

- неэффективный контроль работы.

Результатом всего вышеперечисленного стала, низкая степень обучающего эффекта, что ясно видно при изучении результатов сдачи курсантами автошкол квалификационного экзамена в ГИБДД.

«Существует мнение, что сотрудники ГИБДД нарочно «валят» курсантов – отмечает пожелавший остаться неизвестным казанский экзаменатор в погонах, - Но нам нет необходимости кого-либо «валить». По – доброму, их бы вообще никого не выпускать на дорогу! Крайне редки случаи, когда приходит человек, который не просто вызубрил билеты и выучился трогаться-останавливаться, а действительно знает правила и умеет их применять. Мы вынуждены выпускать на дорогу не лучших, а лучших из худших…»

С января 2010 года Федерация автошкол РТ осуществляет мониторинг сдачи квалификационных экзаменов будущими водителями. В результате наблюдается следующая неприглядная картина:

-средняя сдача квалификационного экзамена с первого раза 23%;

-среднее количество попыток сдачи квалификационного экзамена составляет 2,7;

-количество экзаменующихся, которые не сдали практический этап экзамена в течение действия положительной оценки сдачи теоретического экзамена, составляет более 8% от общего количества обученных.

В целом, конкурс «Автошкола -2010» не просто выполнил свои задачи, но и показал направления необходимой перспективной работы в области индустрии обучения водительскому мастерству на ближайшие годы. Сумеют ли автошколы Республики воспользоваться результатами этой «разведки боем» - покажет время.

Журнал Автошкола профи №3 2011г.

Последние новости

16.02.2024 - 15:44

Запрет учебной езды

ЭО ГИБДД по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 17 февраля по 3 марта 2024г запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам и дорогам г.Казани указанным ниже.

Перечень улиц

Учебная езда в период с 21 по 22 февраля 2024 года запрещена на всех улицах и дорогах г. Казани.

18.09.2023 - 14:57

Требуется мастер производственного обучения

В автошколу требуется мастер производственного обучения с учебным автомобилем.
Тел. 89662607014

20.06.2023 - 14:16

Запрет учебной езды 22-23 июня

ГИБДД по г.Казани информирует о запрете учебной езды в условиях реального дорожного движения по улицам города Казани 22 и 23 июня 2023г. в связи с комплексом проводимых мероприятий

20.06.2023 - 14:15

Требуется преподаватель ПДД

Требуется преподаватель ПДД в автошколу
Район работы «Усады» 
+79033411715