Федерация автошкол Республики Татарстан

Автошколы республики, объединяйтесь!
(843) 258-58-49, (843) 258-58-97

Отзывы

Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...

Вход на сайт

Контроль не ради контроля

Одним из важных принципов любой полноценной и подлинно-общественной организации – соблюдение членами организации действующего законодательства, корпоративного кодекса и профессиональной этики. Контроль за соблюдением основных принципов является одной из основных функций деятельности общественной организации. Так, например, Федерация автошкол Республики Татарстан успешно реализовала разработанную для этих целей программу корпоративного контроля, позволившую выявить неприглядную, но реальную картину в области организации обучения будущих водителей…

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Комиссия по внутрикорпоративному контролю была создана с целью проведения внутрикорпоративных проверок и осуществления контроля за соблюдением членами Федерации автошкол РТ действующего законодательства, корпоративного кодекса и профессиональной этики.
Комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ и «Об образовании» от 1.07.1992 №3266-1, «Положением о лицензировании образовательной деятельности» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011г №174) и другими действующими законодательными актами Российской Федерации, полный список которых опубликован на сайте организации.

Система внутрикорпоративного контроля стала одним из инструментов влияния на автошколы. Главной задачей системы стал не контроль ради контроля, а принятие мер, позволяющих повысить качество обучения курсантов. Положение о Комиссии по внутрикорпоративному контролю и программа её действий были приняты в декабре 2009 года. Реализация программы началась буквально через считанные дни.

Процесс проверок регламентируется Методикой проведения внутрикорпоративного контроля. Результаты проверок должны создать основу для разработки рекомендаций по устранению нарушений и как следствие повышению качества подготовки водителей.

В процессе деятельности Комиссии по внутрикорпоративному контролю, проверяются основные аспекты образовательного процесса в автошколах. В первую очередь, Комиссия определяет степень соблюдения автошколой лицензионных норм и требований, наличие учредительных документов и документов, отражающих деятельность учреждения согласно требованиям действующего законодательства. Тщательной проверке и оценке подвергается уровень материально-технического оснащения автошколы. Особое внимание уделяется учебно-методическому, информационному и нормативно-правовому обеспечению учебного процесса. Особый, «больной» вопрос – кадровая политика и кадровое обеспечение автошкол.

Именно перечисленные выше аспекты напрямую связаны с качеством реализации образовательных программ и научно-методической работы, проводимой образовательным учреждением.

В соответствии с принципами корпоративной этики, результаты работы Комиссии после анализа и обобщения представляются Председателем Комиссии для утверждения результатов проведенных проверок и принятия решения на заседание Общего собрания членов Федерации автошкол РТ. Таким образом, Федерация автошкол РТ действует, отвергая принципы кулуарности, открыто заявляя о существующих проблемах, и ищет способы решения этих проблем, привлекая к этой работе всех членов организации, то есть – действует, основываясь на подлинно-демократических принципах.

«ДЕШЕВИЗНА» = «НАРУШЕНИЕ»?

Качественный товар не бывает дешёвым. Эта нехитрая истина известна любому уважающему себя покупателю. Также обстоит дело и с подготовкой водителей. Ещё в 2009 году специалистами Федерации с привлечением независимых экспертов была определена базовая стоимость обучения в автошколе, позволяющая работникам автошколы вести обучение в соответствии с Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории «В». Сумма эта составила в Казани 19 800 рублей. С тех пор реальная стоимость обучения водителей должна была только увеличиться за счёт увеличения арендной платы, увеличения налогов и т. д.

Однако сегодня стоимость обучения на категорию «В» в Казани в среднем на 30-40% ниже. Такое обучение с такой стоимостью без нарушений попросту невозможно. Именно этот ценовой признак лег в основу выбора автошкол с целью проверки в период с 4 декабря 2009 по 18 октября 2010 года. Вторым критерием выбора школ, нуждающихся в проверке стали низкие показатели Рейтинга. Всего проверке подверглись 13 автошкол.

На первых порах сотрудникам Федерации удалось не только провести проверку наиболее «дешёвых» автошкол, вошедших в организацию, но и среди автошкол, оставшихся «независимыми» . Эти проверки позволили специалистам Федерации ознакомиться с внутренней «кухней» автошкол, наиболее распространёнными механизмами нарушения законодательства и обмана потребителей.

Проверку работники Комиссии проводили по чётко определённым критериям. В первую очередь оценивалось наличие необходимой учебно-программной и методической документации и грамотность её использования. Далее – оценивался уровень оснащенности автошкол учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, информационными материалами и техническими средствами обучения. Наконец, оценке подвергался уровень ведения делопроизводства.

Увы, нарушения были выявлены во всех проверяемых автошколах без исключения. Однако нарушения были разные. В одних школах нарушения заключались «только» в «недокате» положенных часов практического вождения, отсутствии контроля за посещением занятий, небрежном ведении текущей документации, а также в низком уровне дисциплины среди преподавателей. В других – отсутствие локальных актов, регламентирующих учебный процесс, договоры об оказании образовательных услуг составлены с грубыми нарушениями. Не редкость – не по форме составленные договоры аренды, просроченные лицензии на право ведения образовательной деятельности. Результаты такого, с позволения сказать, «обучения» соответствующие: крайне низкий уровень образования. У выпускников таких школ процент сдачи теоретического экзамена с первого раза зачастую ниже 50%, а сдача практического этапа с первого раза 5%.

КТО ВИНОВАТ – ПОНЯТНО. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Руководство Федерации автошкол Республики Татарстан придерживается позиции ответственности объединения за качество работы входящих в него организаций. Поэтому результаты проверки школ, как указывалось выше, обнародуются на заседании Общего собрания членов Федерации.

Для исправления ситуации в школах, входящих в ФАШ, руководство Федерации прибегает к ряду разработанных мероприятий, в числе которых – приглашение представителей ФАШ на внутренний экзамен в «проштрафившиеся» автошколы и на квалификационные экзамены в ГИБДД. Для мониторинга квалификации преподавательского состава используется такой метод, как внутренняя аттестация инструкторов. А для повышения квалификации персонала автошкол организуются семинары и мастер-классы. Для оперативной информационной помощи используется интернет-ресурс, сайт федерации, где можно найти все последние новости, касающиеся деятельности автошкол. А в рубрике Директору находится весь перечень необходимых материалов с возможностью вывода их на печать.

Практика показала, что такой инструмент, как система контроля общественных организаций за качеством работы учебных заведений, обладает огромным потенциалом. В частности, благодаря проведённой работе, можно во-первых, структурировать основные ошибки и нарушения, распространённые в школах Казани (не факт, что ситуация в столице Татарстана значительно отличается от ситуации, сложившейся в других крупных городах России), во-вторых – разработать комплекс мер, применение которых даёт возможность ликвидировать обнаруженные ошибки и нарушения. Причём – с учётом реальной ситуации, сложившейся в регионе.

Условно основные нарушения можно разделить на пять категорий:

Первая категория – нарушения юридического характера. К ним можно отнести неверное оформление нормативно-правовых актов, а также – недостаточное информирование курсантов об их правах и обязанностях с точки зрения действующего законодательства. Как пример можно привести оформленные не по правилам Договоры, несоблюдение лицензионных норм и требований, отсутствие учредительных документов и т. п. К той же категории можно причислить и нарушение процесса текущего делопроизводства. За устранение этой категории отвечает руководство школы, либо (в случае нарушений в сфере делопроизводства) работники, в сферу деятельности которых входит участок, на котором обнаружены нарушения.

Вторая категория – недостатки материально-технического обеспечения автошколы. За это также несёт ответственность руководства автошколы. В последние пять лет появилось значительное число автошкол-однодневок, изначально не обладающих необходимой материально-технической базой для эффективного обучения курсантов. Ответственность за такое материальное обеспечение лежит на учредителях и руководстве автошкол.

Третья категория нарушений – недостаточное учебно-методическое обеспечение. Эта проблема вплотную соприкасается с проблемой кадрового обеспечения. Проблема в том, что после разрушения единой системы подготовки преподавателей и инструкторов для автошкол, которая существовала во времена СССР, другой системы создано не было. Поэтому специалистов, способных создать учебно-методическую базу, и даже просто – знающих, какой она должна быть, попросту не хватает.

Четвёртый вид нарушений – проблема кадрового обеспечения или, как принято говорить сейчас – «человеческий фактор». То есть, разговор идёт о недостаточной квалификации преподавателей и инструкторов автошкол. С одной стороны неправильная кадровая политика - целиком и полностью на совести руководства «дешёвых» автошкол, которые предпочитают принимать на работу зачастую случайных людей, лишь бы те были индивидуальными предпринимателями, имели личный автомобиль и готовы были бы работать за низкую заработную плату. Но с другой стороны, как говорилось выше, в отсутствие качественно подготовленных кадров проблема не может быть решена на местном уровне.

Необходимо воссоздание системы подготовки специалистов, обладающих необходимой квалификацией и специальной подготовкой, на государственном уровне. Сейчас такая система фактически отсутствует.

Пятой «традиционной» категорией нарушений, характерной для любой сферы предпринимательства, остаются нарушения в финансовой сфере: отсутствие выдачи курсантам квитанций об оплате, дополнительные поборы не прописанные в Договоре, выдача зарплат «в конверте».

Сегодня дело обстоит следующим образом: система подготовки водителей фактически не упорядочена. Меры воздействия на неё со стороны Министерства Образования и ГИБДД в действующем законодательстве сведены к минимуму, а попытки изменить ситуацию «сверху» натыкаются на яростное сопротивление «правозащитных организаций». Единственным способом исправления ситуации остаётся создание корпоративных объединений автошкол на общественных началах, создание системы повышения качества обучения методом внутрикорпоративного контроля и комплекса мер помощи «отстающим» школам внутри объединений. Федерация автошкол Республики Татарстан уже добилась первых положительных результатов применения этой тактики, существенно повысив качество работы ряда автошкол, входящих в её состав. Однако до окончательного становления системы внутрикорпоративного контроля, ещё предстоит длительный и тяжёлый путь.

Журнал Автошкола профи №3 2011г.

Последние новости

02.10.2024 - 23:52

Запрет учебной езды

Управление МВД России по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 19 по 21 октября 2024г. запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам города Казани, указанным в списке.
В период с 22 по 24 октября 2024г включительно запрещается учебная езда по всей территории города Казани.

07.06.2024 - 17:10

Запрет учебной езды

ГИБДД по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 8 по 23 июня 2024г запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам и дорогам г.Казани, указанным в списке.

01.05.2024 - 15:35

Запрет учебной езды

ГИБДД по г.Казани информирует, что в связи с проводимыми мероприятиями в период с 14 по 19 мая 2024г запрещается учебная езда в условиях реального дорожного движения по улицам и дорогам г.Казани, указанным в списке.

Учебная езда 14 мая и 19 мая 2024 года запрещена на всех улицах и дорогах г. Казани.

01.04.2024 - 18:43

МВД России внесены изменения в ведомственный приказ, регламентирующий порядок проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений

С 1 апреля 2024 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.