«Пешеходов надо любить. Всякий человек сначала был пешеходом» - говаривал небезызвестный Остап Бендер. Увы, сегодня водители забыли эти искренние и мудрые слова литературного героя. Согласно анализу ДТП, совершённых водителями со стажем управления автомобиля до 3 лет, проведённому специалистами Федерации автошкол РТ, самым распространённым нарушением стал именно наезд на пешехода…
Специалисты Федерации проанализировали ДТП, произошедшие в период с 01 июля 2010 по 30 января 2011 года. Из 200 дорожно-транспортных происшествий, произошедших с участием и по вине начинающих водителей, 66 (то есть – 32,4% от общего числа) были связаны с наездом на пешеходов. Значительно меньше и случаев несоблюдения безопасной дистанции (16,7% от общего числа) и случаев когда водитель не уступил дорогу (15,2%) и даже – аварийных случаев по причине превышения скорости (12,7%).
Что же происходит? Почему начинающие водители своими поступками демонстрируют такое пренебрежение к жизни и здоровью своих сограждан? Специалисты выделяют целый ряд причин.
По мнению директора Казанской бизнес-школы «АйТек», члена-корреспондента Академии социально-педагогических наук Диляры Шакировой, основной проблемой является низкий уровень культуры поведения водителей на дороге. Решением этой проблемы могло бы стать введение основ формирования этики поведения на дороге в курс подготовки будущих водителей.
Ещё одно мнение высказывает психолог из Екатеринбурга Валерий Пестерев. Он считает, что на дороге многие начинающие водители, чувствуя в первое время своеобразную эйфорию от управления автомобилем, ощущают своеобразный барьер, отделяющий их от тех, кто находится вне салона их автомобилей. По мнению психолога, такой человек воспринимает остальных участников дорожного движения несколько абстрактно, что ведёт к обострению заложенных в нём социальных качеств, как положительных, так и отрицательных. То есть, наезд на пешехода может не восприниматься человеком «всерьёз» до того момента, пока он не вышел из автомобиля и не увидел кровь на своих руках. Частичным решением проблемы, по мнению психолога, могло бы послужить увеличение возраста с которого граждане могут садиться за руль, чтобы за рулём оказывалось как можно больше социально зрелых людей, сознающих меру ответственности за себя и окружающих.
Справедливость этого мнения подтверждается статистикой: согласно исследованиям Федерации автошкол Республики Татарстан, среди начинающих водителей 68,5% нарушений, ведущих к ДТП приходятся на водителей в возрасте 18-24 лет. Только 26% ДТП совершают начинающие водители в возрасте 25 – 34 года и 3,3% – водители 35-45 лет, старше 45 лет – 2,2%.
Инспектор ДПС Руслан Валиахметов из г. Уфы считает причиной нарушений обычное отсутствие внутренней дисциплины. По его мнению, решение проблемы - в ужесточении наказаний за любые нарушения Правил дорожного движения. Вплоть до пожизненного лишения права управления транспортным средством.
Специалисты Федерации автошкол Республики Татарстан считают, что одной из основных причин является некачественное выполнение автошколами программы подготовки водителей.
Все перечисленные выше причины по-своему влияют на ситуацию. Чтобы преодолеть кризис Пока же хочется просто попросить всех, кто сегодня садится за руль: водитель, будь человеком! Пешеходы – такие же дети, родители, братья, сёстры, жёны и мужья. За минутную «лихость» люди платят разбитыми судьбами.
Людмила Струкова
Журнал Автошкола профи №3 2011г.
Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...