Федерация автошкол Республики Татарстан

Автошколы республики, объединяйтесь!
(843) 258-58-49, (843) 258-58-97

Отзывы

Хорошие инструктора, подача учебного материала будущим кандидатам в водители очень хорошая. Рекомендую

Автошколы Федерации

Вход на сайт

Проекты новых Примерных программ подготовки водителей, разработанных с учетом введения в 2011 году подкатегорий транспортных средств

Съедин Олег Николаевич

канд. техн. наук, Заместитель исполнительного директора, Научно-методический центр подготовки водителей (АНО НМЦ)



Уважаемые коллеги!

Разрешите представить Вашему вниманию проекты новых примерных программ подготовки водителей.

Разработка программ проводилась в конце 2009 года в рамках Федеральной целевой программы. АНО НМЦ выступил головным исполнителем разработок с привлечением ряда научных и общественных организаций.

Это очередной вклад нашей организации в создание новой системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий.

Разработка новых программ - это плановая работа, которая проводилась после подписания поправок 2006 г. к Венской конвенции о дорожном движении. В следующем году появляются новые для России категории и подкатегории транспортных средств, следовательно, мы обязаны обеспечить гармонизацию отечественного и международного законодательства в сфере дорожного движения и подготовку водителей по этим категориям.

Может показаться, что новых Примерных программ в последнее время становится слишком много. По сравнению с программами, действовавшими с 1999 г. по 2008 г., это действительно так. Однако, с учетом общественного внимания к проблеме безопасности дорожного движения, адаптации их к современным условиям, своевременная модернизация программ становится абсолютно необходимой.

Прежде чем перейти собственно к программам, скажу, вкратце, об их роли в общей системе подготовки водителей.

Ключевыми и взаимосвязанными элементами системы подготовки водителей являются цели подготовки, обучение, тестирование. Эта модель, отражающая взаимосвязи между элементами, следует определенной логике.

Во-первых, цели подготовки водителей должны быть четко осознаны и сформулированы. Как правило, в качестве таких целей выступают стандарты профессии водителя.

Во-вторых, для достижения этих целей должны быть разработаны образовательные программы, которые реализуются через теоретическую профессиональную подготовку и практическое обучение.

В-третьих, должна быть разработана система оценки и проверки соответствия результатов обучения поставленным целям. Применительно к водителям тесты должны контролировать теоретическое обучение и практические навыки, причем последние в обязательном порядке включают проверку вождения в условиях реального дорожного движения.

Надо осознавать, что изменения в любом из звеньев системы, будь то цели, обучение либо тестирование, потребуют согласованных изменений в других ее звеньях.

Приведем пример. Формулируя цели подготовки, общество добивается готовности водителя любой из категорий ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций. Помимо определенных знаний, умений и навыков в целях подготовки присутствует и поведенческий аспект - формирование готовности водителя принять и выполнять правила дорожного движения (ПДД). Изменения в ПДД, вносимые обществом в лице законодателей, повлекут за собой согласованные изменения в звеньях обучения и тестирования.

Профессиональные стандарты водителей транспортных средств предназначены для:

  1. оценки квалификации водителя (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций) и сертификации водителей;
  2. формирования программ подготовки водителей ТС;
  3. решения задач в области управления персоналом (разработки систем стимулирования, подбора и отбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.);
  4. поддержания единых требований к качеству профессиональной деятельности;
  5. мотивации к профессиональному росту.

Отмечу, что к настоящему времени АНО НМЦ в рамках реализации ФЦП БДД разработаны проекты профессиональных стандартов по профессии «водитель» по всем категориям и подкатегориям транспортных средств.

Разработанные профессиональные стандарты предусматривают разные уровни квалификации для водителей, которые просто участвуют в дорожном движении и для водителей, допускаемых к профессиональной деятельности.

Иначе говоря, профессиональные стандарты построены по модульному принципу: базовые требования к водителям «непрофессионалам» (не использующим транспортное средство в коммерческих целях) дополняются «профессиональными» модулями в зависимости от категории транспортного средства. В дальнейшем это послужит внедрению, как корпоративных стандартов, так и стандартов по видам перевозок.

Единые требования к качеству профессиональной деятельности, закладываемые в блоке «ЦЕЛИ», являются обязательным базисом для последующего построения образовательных стандартов (образовательных программ).

По сложившейся практике образовательные стандарты в отношении водителей в Российской Федерации действуют в виде «Примерных программ подготовки водителей» различных категорий, утверждаемых в соответствии с законодательством об образовании Минобрнауки России.

Предлагаемый впервые блочно-модульный принцип структуры проектов новых Примерных программ предполагает наличие трех уровней (блоков) обучения кандидатов в водители - универсального (базового), профильного и профессионального.

При разработке блока «ОБУЧЕНИЕ» учтены требования ранее разработанных проектов профессиональных стандартов.

Обращаем внимание на то, что в качестве предложения по изменению нормативной базы дополнительно вводится профессиональный уровень подготовки.

Рассмотрим подробнее структуру уровней подготовки.

Все уровни подготовки водителей в программах включают:

  1. пояснительную записку, устанавливающую статус документа и цели обучения;
  2. основное содержание с примерными тематическими планами и программами предметов, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов;
  3. требования к уровню подготовки (результатам освоения данного уровня), в начале - знание/понимание, полученные из теоретических дисциплин, затем - умения/навыки, сформированные на практических занятиях;
  4. промежуточную и/или итоговую аттестацию - зачет, экзамен и/или комплексный экзамен.

Без успешного прохождения аттестации переход к следующему уровню невозможен. Рассмотрим каждый из уровней.

Перечислим цели обучения на универсальном (базовом) уровне:

  • освоение знаний законодательных актов Российской Федерации применительно к сфере дорожного движения;
  • освоение знаний по основам психологии и этики безопасного управления транспортным средством;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного управления транспортным средством, поведения в нештатных ситуациях;
  • освоение знаний по основам безопасного управления транспортным средством соответствующей категории в различных дорожных и метеорологических условиях;
  • освоение знаний и формирование навыков по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Как видим, цель подготовки по универсальному уровню - дать кандидатам в водители те базовые, абсолютно необходимые знания, а также некоторые практические навыки, которые непосредственно могут повлиять на безопасное управление транспортным средством. Причем на данной стадии не делается различий между категориями - на дороге все равны.

Все должны знать, понимать и уметь выполнять дорожное законодательство, знать и понимать основы психологии, знать и уметь применять на практике приемы первой помощи.

Особое внимание уделено полностью обновленному предмету «Основы безопасного управления транспортным средством», где также появились практические занятия.

Вообще, практикоориентированность - одна из черт проектов программ. Переходим на следующий уровень.

На профильном уровне появляется специализация по категориям транспортных средств.

Цели обучения (компетенции) разбиты по группам в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а именно:

  • освоение знаний об общем устройстве и технической эксплуатации транспортного средства;
  • формирование практических навыков безопасной технической эксплуатации транспортного средства;
  • формирование навыков действия органами управления транспортного средства;
  • формирование навыков маневрирования транспортным средством, чувства габаритов транспортного средства;
  • формирование навыков применения на практике Правил дорожного движения;
  • формирование навыков безопасного управления транспортным средством в различных дорожных ситуациях;
  • формирование навыков наблюдения за обстановкой на дороге и прогнозирования развития дорожной ситуации;
  • выработка навыков формирования безопасного пространства вокруг управляемого транспортного средства;
  • формирование навыков эффективного взаимодействия с другими участниками дорожного движения

Успешное освоение теоретических знаний и приобретение навыков практического вождения на данном уровне является залогом появления того успешного водителя, которого мы ждем от автошколы.

Предметная схема профильного блока обучения в общем виде включает:

  1. предмет «Устройство и техническая эксплуатация транспортных средств» (вместо «Устройство и техническое обслуживание ТС»). Это пример того, как при изменении целей обучения, изменились и программы обучения. Современному водителю необходимо не заниматься вопросами техобслуживания автомобиля, а грамотно осуществлять его техническую эксплуатацию.
  2. предмет «Обучение вождению транспортного средства». Этот предмет полностью переработан, в нем появились упражнения по каждому из заданий. В нем предусмотрен разный подход в подготовке водителя на транспортных средствах с различным типом коробки передач;
  3. предмет «Основы выполнения перевозок» - для категорий «С» и «Б», подкатегорий «С1» и «Б1». Он полностью переработан в соответствии с требованиями профессиональных стандартов для «непрофессионалов».

На этом этапе закачивается обучение большинства водителей.

Отмечу, что в рамках этой системы переподготовка водителя с категории на категорию становится очевидной, и он просто проходит обучение еще по одному профильному блоку с укороченной программой вождения.

Наши предложения по дополнительной подготовке водителей профессионалов предусматривают профессиональный уровень обучения, а именно:

  • выдачу сертификата профессионального водителя;
  • углубленное изучение дополнительных вопросов, связанных с устройством ТС, организацией перевозок грузов, пассажиров, законодательством в этой сфере;
  • учитывает специфику заинтересованных организаций и работодателей;
  • может включать дополнительный модуль обучения вождению ТС и/или проверки навыков управления ТС;
  • полностью опирается на требования профессиональных стандартов.

Важно понимать, что необходима разработка отдельных обучающих модулей под требования отрасли перевозок или работодателя.

Таковы наши предложения по введению нового уровня дополнительной подготовки водителей. Может показаться, что поскольку нормативная база отсутствует, это дело далекого будущего.

Совсем недавно, на самом высоком уровне, Президентом были даны поручения по повышению безопасности дорожного движения.

Из поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения, состоявшегося 6 августа 2009 г., соответствующим органам госрегулирования:

«— обеспечить разработку и утверждение порядка проведения профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе, а также типового положения об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, предусмотрев в нём требования к техническому оснащению такого образовательного учреждения».

Отметим, что следует обеспечить не только профессиональную подготовку, но и переподготовку водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе. Мы не боремся за термин «профессиональный водитель». Но мы за то, чтобы выполнить поручение Президента и дать дополнительную подготовку той группе водителей, в общем случае далеко не новичков, от которых зачастую зависит жизнь многих из нас.

Завершая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть преимущества предлагаемой блочно-модульной структуры. Данная структура:

  • учитывает появление в национальном законодательстве всех «новых» подкатегорий ТС;
  • предусматривает инвариантный (универсальный) блок для всех категорий и подкатегорий ТС - обучаемый не должен изучать один и тот же материал несколько раз;
  • предполагает поэтапное обучение и тестирование кандидатов в водители, и совершенствование качества их вождения на необходимом уровне;
  • предоставляет возможность дальнейшего совершенствования и модернизации Примерных программ, развития межпредметных связей без переработки всех блоков программ.

Благодарю всех за внимание.

Проекты всех программ вы можете найти на нашем сайте www.anonmc.ru.

Интересно получать от Вас отклики, замечания и предложения, которые надо отправлять по электронной почте E-mail: anonmc@yandex.ru

Последние новости

30.03.2021 - 14:15

Документы по новому регламенту в Автошкола-Контроль

В связи с новым регламентом изменены форматы Заявления на выдачу ВУ и Экзаменационных листов.
Согласованные с РЭО ГИБДД г. Казани образцы этих документов загружены в онлайн-сервис Автошкола-Контроль.

Документы формируются автоматически с подстановкой всех необходимых данных из учетной системы.

Образцы также размещены в разделе Директору автошколы.

24.03.2021 - 17:27

Новый Административный регламент

Минюст России зарегистрировал Приказ МВД России №80, которым утвержден Административный регламент по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Приказ вступает в силу с 1 апреля 2021года.

Приказ МВД России №80

04.03.2021 - 17:55

Требуется преподаватель по ПДД

Требуется преподаватель по ПДД с опытом работы в автошколе, тел.89172867544

03.02.2021 - 18:47

Требуются автоинструкторы

Требуются автоинструкторы с опытом работы и личным учебным автомобилем категории "В". Тел.248-48-48; 266-00-01