- О федерации
- Автошколы
- Мероприятия
- Горячая линия
- Рейтинги
- Материалы
- Вопросы и ответы
- Расписание
ОтзывыАвтошколы Федерации
Вход на сайт |
Проекты новых Примерных программ подготовки водителей, разработанных с учетом введения в 2011 году подкатегорий транспортных средствСъедин Олег Николаевич канд. техн. наук, Заместитель исполнительного директора, Научно-методический центр подготовки водителей (АНО НМЦ) Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вашему вниманию проекты новых примерных программ подготовки водителей. Разработка программ проводилась в конце 2009 года в рамках Федеральной целевой программы. АНО НМЦ выступил головным исполнителем разработок с привлечением ряда научных и общественных организаций. Это очередной вклад нашей организации в создание новой системы подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами различных категорий. Разработка новых программ - это плановая работа, которая проводилась после подписания поправок 2006 г. к Венской конвенции о дорожном движении. В следующем году появляются новые для России категории и подкатегории транспортных средств, следовательно, мы обязаны обеспечить гармонизацию отечественного и международного законодательства в сфере дорожного движения и подготовку водителей по этим категориям. Может показаться, что новых Примерных программ в последнее время становится слишком много. По сравнению с программами, действовавшими с 1999 г. по 2008 г., это действительно так. Однако, с учетом общественного внимания к проблеме безопасности дорожного движения, адаптации их к современным условиям, своевременная модернизация программ становится абсолютно необходимой. Прежде чем перейти собственно к программам, скажу, вкратце, об их роли в общей системе подготовки водителей. Ключевыми и взаимосвязанными элементами системы подготовки водителей являются цели подготовки, обучение, тестирование. Эта модель, отражающая взаимосвязи между элементами, следует определенной логике. Во-первых, цели подготовки водителей должны быть четко осознаны и сформулированы. Как правило, в качестве таких целей выступают стандарты профессии водителя. Во-вторых, для достижения этих целей должны быть разработаны образовательные программы, которые реализуются через теоретическую профессиональную подготовку и практическое обучение. В-третьих, должна быть разработана система оценки и проверки соответствия результатов обучения поставленным целям. Применительно к водителям тесты должны контролировать теоретическое обучение и практические навыки, причем последние в обязательном порядке включают проверку вождения в условиях реального дорожного движения. Надо осознавать, что изменения в любом из звеньев системы, будь то цели, обучение либо тестирование, потребуют согласованных изменений в других ее звеньях. Приведем пример. Формулируя цели подготовки, общество добивается готовности водителя любой из категорий ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций. Помимо определенных знаний, умений и навыков в целях подготовки присутствует и поведенческий аспект - формирование готовности водителя принять и выполнять правила дорожного движения (ПДД). Изменения в ПДД, вносимые обществом в лице законодателей, повлекут за собой согласованные изменения в звеньях обучения и тестирования. Профессиональные стандарты водителей транспортных средств предназначены для:
Отмечу, что к настоящему времени АНО НМЦ в рамках реализации ФЦП БДД разработаны проекты профессиональных стандартов по профессии «водитель» по всем категориям и подкатегориям транспортных средств. Разработанные профессиональные стандарты предусматривают разные уровни квалификации для водителей, которые просто участвуют в дорожном движении и для водителей, допускаемых к профессиональной деятельности. Иначе говоря, профессиональные стандарты построены по модульному принципу: базовые требования к водителям «непрофессионалам» (не использующим транспортное средство в коммерческих целях) дополняются «профессиональными» модулями в зависимости от категории транспортного средства. В дальнейшем это послужит внедрению, как корпоративных стандартов, так и стандартов по видам перевозок. Единые требования к качеству профессиональной деятельности, закладываемые в блоке «ЦЕЛИ», являются обязательным базисом для последующего построения образовательных стандартов (образовательных программ). По сложившейся практике образовательные стандарты в отношении водителей в Российской Федерации действуют в виде «Примерных программ подготовки водителей» различных категорий, утверждаемых в соответствии с законодательством об образовании Минобрнауки России. Предлагаемый впервые блочно-модульный принцип структуры проектов новых Примерных программ предполагает наличие трех уровней (блоков) обучения кандидатов в водители - универсального (базового), профильного и профессионального. При разработке блока «ОБУЧЕНИЕ» учтены требования ранее разработанных проектов профессиональных стандартов. Обращаем внимание на то, что в качестве предложения по изменению нормативной базы дополнительно вводится профессиональный уровень подготовки. Рассмотрим подробнее структуру уровней подготовки. Все уровни подготовки водителей в программах включают:
Без успешного прохождения аттестации переход к следующему уровню невозможен. Рассмотрим каждый из уровней. Перечислим цели обучения на универсальном (базовом) уровне:
Как видим, цель подготовки по универсальному уровню - дать кандидатам в водители те базовые, абсолютно необходимые знания, а также некоторые практические навыки, которые непосредственно могут повлиять на безопасное управление транспортным средством. Причем на данной стадии не делается различий между категориями - на дороге все равны. Все должны знать, понимать и уметь выполнять дорожное законодательство, знать и понимать основы психологии, знать и уметь применять на практике приемы первой помощи. Особое внимание уделено полностью обновленному предмету «Основы безопасного управления транспортным средством», где также появились практические занятия. Вообще, практикоориентированность - одна из черт проектов программ. Переходим на следующий уровень. На профильном уровне появляется специализация по категориям транспортных средств. Цели обучения (компетенции) разбиты по группам в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, а именно:
Успешное освоение теоретических знаний и приобретение навыков практического вождения на данном уровне является залогом появления того успешного водителя, которого мы ждем от автошколы. Предметная схема профильного блока обучения в общем виде включает:
На этом этапе закачивается обучение большинства водителей. Отмечу, что в рамках этой системы переподготовка водителя с категории на категорию становится очевидной, и он просто проходит обучение еще по одному профильному блоку с укороченной программой вождения. Наши предложения по дополнительной подготовке водителей профессионалов предусматривают профессиональный уровень обучения, а именно:
Важно понимать, что необходима разработка отдельных обучающих модулей под требования отрасли перевозок или работодателя. Таковы наши предложения по введению нового уровня дополнительной подготовки водителей. Может показаться, что поскольку нормативная база отсутствует, это дело далекого будущего. Совсем недавно, на самом высоком уровне, Президентом были даны поручения по повышению безопасности дорожного движения. Из поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросам повышения безопасности дорожного движения, состоявшегося 6 августа 2009 г., соответствующим органам госрегулирования: «— обеспечить разработку и утверждение порядка проведения профессиональной подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе, а также типового положения об образовательном учреждении, осуществляющем подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, предусмотрев в нём требования к техническому оснащению такого образовательного учреждения». Отметим, что следует обеспечить не только профессиональную подготовку, но и переподготовку водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе. Мы не боремся за термин «профессиональный водитель». Но мы за то, чтобы выполнить поручение Президента и дать дополнительную подготовку той группе водителей, в общем случае далеко не новичков, от которых зачастую зависит жизнь многих из нас. Завершая свое выступление, я еще раз хочу подчеркнуть преимущества предлагаемой блочно-модульной структуры. Данная структура:
Благодарю всех за внимание. Проекты всех программ вы можете найти на нашем сайте www.anonmc.ru. Интересно получать от Вас отклики, замечания и предложения, которые надо отправлять по электронной почте E-mail: anonmc@yandex.ru |
Последние новости14.03.2022 - 12:26
Новые примерные программыУтверждены новые примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий. 04.02.2022 - 19:06
Требуется преподавательВ автошколе АВТОТЕХКАЗАНЬ открыты вакансии "преподаватель ПДД". 02.12.2021 - 17:57
Приказ МВД России от 19.10.2021 № 764Утвержден и зарегистрирован приказ МВД России от 19.10.2021 № 764 «Об утверждении Порядка взаимодействия подразделений Госавтоинспекции с организациями, осуществляющими образовательную деятельность и реализующими основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, при проведении экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и входящих в них подкатегорий». Приказ вступает в силу 1 марта 2022 года. 15.11.2021 - 19:21
Требуется инструкторВ автошколу требуется инструктор с опытом работы, тел.: +79872969715 |
Прекрасная автошкола,хорошие преподаватели,а инструктор Руслан Дамирович просто настоящий мастер своего дела,всегда обьяснит если что то не понятно...