Александр Жуков, исполнительный директор Федерации Ассоциаций автошкол и Ассоциации Автомобильных школ г. Москвы рассуждает о роли союзов и ассоциаций автошкол: «Нам нужен федеральный закон, регламентирующий автоподготовку»
– На конференции «Совершенствование нормативно-правовой базы подготовки водителей», прошедшей в феврале этого года, директор ФЦП «Повышение БДД в 2006-2012 гг.» Б.Е.Циклис спросил представителей автошкол, почему они подходят к нему поодиночке, почему не консолидируются. Мы пытаемся разобраться, почему прозвучали эти слова, в то время как в России существует достаточное количество ассоциаций и союзов автошкол
– Это он кривит душой.
– А что случилось с сайтом ФОАШ? Уже пару месяцев к нему по какой-то причине нет доступа.
– Сайт не работает, потому что мало средств, взносы небольшие и платятся нерегулярно. Специалистов поддержки привлечь на возмездной основе нет возможности. Возможно, сайт перейдет либо в РАПТО, либо на сайт ААШ. Тем более такой сайт, как наш — по сути, портал клуба — довольно специфичен. А информация для членов клуба идет в режиме «для служебного пользования».
– Но с другой стороны вы же заинтересованы, чтобы о вас знало все большее количество автошкол...
– Кто хочет работать в ассоциации, тот все и сам знает. 27 марта исполнилось 10 лет ассоциации Автошкол Москвы, и вопрос «Для чего нужна ассоциация?» сейчас уже неуместен. Он, может быть, был уместен только тогда, когда все начиналось. Но сейчас, когда человек задает такой вопрос, мне хочется с таким специалистом расстаться.
– А почему даже так?!
– Потому что этот человек — непрофессионал. Но все-таки если он заходит и спрашивает: а зачем она нужна, это ассоциация, то я объясняю: это та организация, в которую приходят люди заинтересованные, понимающие, болеющие за дело; для которых это единственный механизм, единственная структура, с помощью которой они могут работать. Конечно, они работают у себя в автошколе, но это - свой, замкнутый мир. Ведь нужно выходить за дверь. Человек выходит и понимает: такие же проблемы, как и у него, есть и у других автошкол. Как их решить?
Только собираться вместе. Поэтому ассоциации и союзы автошкол — это объективная необходимость.
– Какое место ФОАШ занимает в общей иерархии союзов и федераций автошкол? Это своего рода «головная» организация, куда входят все объединения автошкол страны?
Это некорректная формулировка. Главенство определяется там, где этот предусмотрено штатными структурами, при административном режиме. А у нас — клуб. Я нередко использую этот термин — «клуб», поскольку он самый понятный. Это клуб: пришел, если есть желание — записался. Не хочешь — уходи.
– Названия у всех разные: ассоциации, объединения, — но, по сути, это клубы.
– Получается, автошколы входят в региональные ассоциации, региональные — в межрегиональные...
– В 1999 г. была сформирована МААШ. В 2000 г. начинает формироваться наша — городская ассоциация автошкол, потому что проблем уже было много. Мы основали свой клуб — Ассоциацию столичных автошкол (АСАШ). В 2002 году ассоциация трансформировалась в Некоммерческое партнерство образовательных и научно-производственных организаций "Ассоциация Автомобильных школ" (НПОНПО "ААШ"). Мы объединяли не только автошколы, но также научные, производственные коммерческие организации, — например, «Третий Рим». Сделали это для того, чтобы другие организации имели право приходить к нам на собрания, слушать, что мы говорим, спорить с нами. Ведь они производят то, что реализуется нами.
Когда была создана эта городская ассоциация, было много работы в плане информирования, взаимоотношений с чиновниками. Но быстро выяснилось, что основная масса проблем не городская, а федерального уровня. А выходить с городской ассоциацией на федеральный уровень бесперспективно. Основная причина — Москву федералы патологически не любят, это что-то исторически сложившееся. Это частично еще теплится, и даже сейчас, когда приходишь к федералам, говорят: да идите со своими проблемами к Лужкову. А в регионах подобного нет. Следовательно, какой следующий шаг? Сформировать подобную ассоциацию, но уже на уровне всей страны.
Поэтому в 2004 году при поддержке ДОБДД формируется ФОАШ — Федерация объединений автомобильных школ. Учредителями стали РОСТО, РАПТО, ЮАШ, МААШ, организация «Человек-автомобиль-дорога- экология», АСАШ и Северо-Западная ассоциация автошкол. Было два условия: действительные члены — образовательные структуры, и ассоциированные члены — коммерческие.
– Сколько организаций сейчас входят в ФОАШ?
Сейчас в ФОАШ 15 членов. Несколько — с федеральным центром, это РАПТО, ДОСААФ, ВОА, ЮАШ, МААШ. Две региональные ассоциации из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ДВААШ, ААШ, ассоциация Свердловской области; Краснодар, Поволжье, Приморье, Удмуртия — всего 10 региональных организаций.
– Какова должна быть, на ваш взгляд, роль объединений автошкол в настоящее время? Какие задачи они должны решать?
– Ассоциации и объединения автошкол, как я говорил, — это объективная необходимость. Вот есть какой-то субъект федерации, любая область РФ. Допустим, автошколы там плохие, нужно разобраться с автоподготовкой. Кто будет разбираться? Да, есть местное правительство, есть подразделение Минобрнауки, есть ГИБДД. Но кто будет собирать автошколы, информировать, вести хоть какую-нибудь организационную работу, чтобы улучшить подготовку водителей? Из госструктур — никто. Те, например, кто выдает автошколам лицензии, не отвечают ни за что, тем более, что одна и та же структура выдает лицензии не только автошколам, но курсам кройки и шитья, и летчикам, и водолазам. Выполнил условия лицензирования - получи лицензию. А ведь проблема автоподготовки — это не только проблема образования, но и безопасности на дорогах.
Да, той же дирекцией ФЦП ставятся какие-то задачи. В чей адрес они ставятся — непонятно. Это все равно, что выйти на балкон и кричать: «У нас не убрана территория! Все плохо! Надо убрать!» А потом закрыть балкон и уйти. Где адресность? Кто будет отвечать? Но за работу автошкол у нас почему-то никто не отвечает.
Есть зарубежный опыт. За рубежом автошколы контролируются негосударственными объединениями, организованными самими автошколами. И там, и у нас ассоциации должны выполнять роль проводника информации — своеобразной «communication tube». Они собирают автошколы, организовывают общение между ними, обмен мнениями.
– Но ведь только разговорами дело не должно ограничиваться?
– В первую очередь должен быть решен самый важный и сложный вопрос — порядок формирования нормативно- правовой базы, которая регулирует деятельность автошкол. Формирование нормативной базы должны идти только «снизу», от представителей автошкол. Потому что только педагог — не чиновник! — может точно знать, что нужно для обучения и как нужно учить.
Чиновник может только принять участие в формировании, что-то подсказать, допустим, в финансовом плане. А то в прошлом году чиновники написали: «Автодромам - быть!» Но ведь у нас сотни ГОУ, которые останутся в результате без лицензии. Они даже не могут взять никаких кредитов, потому что бюджет не позволяет. Мы говорим чиновниками из Минобразования: «Вы понимаете, что делаете? Вы этим ГОУ деньги дадите?» «Нет». «Что вы наделали, понимаете?» Молчат.
– Кстати, какую роль сыграли ФОАШ и ААШ в ситуации с отменой «Требований к техническому оснащению ...» автошкол?
– В прошлом году мы неоднократно выступали на эту тему на ТВ и на радио. Мы писали письма во все возможные организации — Минобрнауки, ДОББД, Минтранс, Генеральную прокуратуру, ФАС, Минюст, Правительство, Путину, Медведеву... Прокуратура ничего не ответила. Только Министерство юстиции порядочно поступило — прислало ответ, а потом и дополнительную информацию о том, что Примерные программы подготовки водителей 150-ым Приказом Минобрнауки отменены.
Много писали в инстанции и представители регионов — в частности, ассоциации из Питера, Свердловской области.
– С какими вопросами и проблемами чаще всего обращаются в ФОАШ ее члены?
– Сейчас все ждут появления новых Примерных программ подготовки водителей. В прошлом году вопросы, по которым к нам обращались, касались в основном автодромов и самоподготовки, — интересовались, когда она будет отменена. Сейчас уже ясно, что этот вопрос решается с введением новой законодательной базы.
– Как ассоциация и ФОАШ помогают автошколам?
– Это не помощь. Мы и есть, например, московские автошколы. Я не могу вести себя по-иному, чем нужно московским автошколам. Но одновременно сами себя автошколы изменить не могут. Надо настраивать систему автоподготовки в России, формировать ее, делать цивилизованной. Чиновники, пригласите нас, послушайте, что мы скажем. Мы послушаем, что скажете вы, найдем консенсус. И мы готовы взвалить на себя всю ношу, в том числе и ответственность за качество, вплоть до уголовной. Мы согласны отвечать, но ответственность без властных полномочий, управления невозможна. А у вас, господа чиновники, сейчас управление без ответственности. Это относится и к правительству, и Минобразования, и к ДОБДД... Что управление без ответственности может дать?
– Как изменилась ситуация с положением автошкол за время существования ААШ и ФОАШ?
– Даже то письмо, которое мне прислал Минюст, в котором говорится о том, что Минобрнауки забрало свои программы — это серьезный шаг. 10 лет назад, если бы мы попытались что- то выяснить, нам бы сказали: «А кто вы такие?» и даже разговаривать не стали бы. Сегодня с нами начинают считаться: мы есть, о нас знают. Ассоциация, Федерация уже частично «прописаны» в некоторых документах. Отменены автодромы, возобновлена выдача лицензий, отменены видеорегистраторы, не тратятся деньги, отменена новая методика приема квалификационных экзаменов.
Но самое главное — о нас знают. Многие не любят, кто-то по-прежнему остается равнодушным — ГАИ, Минобрнауки.
– Что нужно, по-Вашему, изменить в деятельности как ФОАШ, так и АСАШ? Или вы делаете все, что необходимо?
– Да в принципе, ничего. Я считаю, что ААШ никакой трансформации не требует. Увеличение членов будет происходить по мере того, как автошколы будут «прозревать» и понимать, что объединение им необходимо.
– Как вы собираетесь укреплять положение федерации, ассоциации, может быть, у вас намечено проведение каких-то диалогов с чиновниками, например?
Мы будем работать. Сейчас готовится мероприятие, основной посыл которого заключается в том, что мы готовы взять на себя ответственность за автоподготовку. Но для этого нужен закон, а не какие-то требования, неизвестно кем написанные. Нам нужен нормальный, проработанный с нашим участием федеральный закон, разработке которого обязательно примут участие образовательные структуры. Мы будем этого требовать.
Перспективы развития общественных организаций
Автошколы — сами по себе, объединения автошкол — сами по себе, власть - тоже сама по себе. Что представляют собой объединения автошкол в данный момент; о том, как они должны работать и чем конкретно заниматься, рассуждает Виктор Кирсанов, эксперт Научно-методического центра подготовки водителей.
Остается актуальной проблема объединения всех учебных организаций для отстаивания своих интересов в органах государственной и исполнительной власти, осуществления своей деятельности в рамках взаимных обязательств. Действия межрегиональных и региональных объединений, ассоциаций и союзов несогласованны. На практике эти союзы работают практически на себя и конкурируют друг с другом. В результате органы федеральной и территориальной исполнительной власти фактически игнорируют их существование.
С другой стороны, директора учебных организаций, вступивших в объединение, не понимают, кто и как должен отстаивать их интересы. Занятые своими текущими делами, они не верят в возможности подобных структур и часто действуют самостоятельно, налаживая личные контакты с представителями интересующих их органов федеральной и региональной власти. В результате объединения начинают постепенно отдаляться от своих учредителей и жить собственной жизнью.
Одно из важнейших направлений работы ассоциаций — это законотворческая деятельность. Однако ни один из союзов не работает с комиссиями по обеспечению безопасности дорожного движения, исполнительными органами государственной власти, не вносит детально проработанные предложения по изменению нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающих интересы учебных организаций.
Никем не проводится серьезный анализ рынка образовательных услуг по подготовке водителей, многие из представителей ассоциаций ограничиваются лишь общей критикой органов госрегулирования.
Несогласованность среди руководителей объединений (РОСТО, МААШ, ВОА, Росавтодора и др.) внутри Федерации объединений автомобильных школ (ФОАШ), приводит не только к игнорированию этих союзов государственными органами как действенных организаций, но и к большим финансовым потерям в учебных организациях.
Так, например, противоречия некоторых положений Федеральных законов «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», а также сложившаяся практика системы допуска к квалификационным экзаменам позволили в 2009 году после самостоятельной подготовки получить гражданам более 175,2 тыс. водительских удостоверений, в результате чего только за год лицензированные учебные организации потеряли около 3 млрд. рублей.
Пробелы в правовом поле, различные подходы к порядку и процедуре лицензирования позволили допустить к образовательной деятельности большое количество недобросовестных участников, не имеющих лицензии, материально- технической базы, квалифицированных преподавательских кадров, не выполняющих в полном объеме программы обучения.
Это, в свою очередь, породило развитие теневого сектора на рынке образовательных услуг по подготовке водителей, коррупцию как в среде надзорных органов, так и среди руководителей автошкол.
Новые программы, требования к материально-техническому оснащению учебных организаций должны были пройти предварительную апробацию в учебном процессе, но сегодня в стране нет единой системы организационно- методического и программного обеспечения учебного процесса, отсутствуют базовые учебные предприятия по внедрению новых технологий при подготовке водителей.
Данные функции с успехом могли бы выполнять правильно организованные общественные объединения учебных организаций по подготовке водителей. Для раскрытия потенциала таких объединений, необходимо совместно решать комплекс проблем в законодательной и исполнительной ветвях государственной власти, нужна структура, работающая в общих интересах.
Отсутствие четко проработанной программы совместных действий, необходимых организационных и кадровых изменений, а также амбиции некоторых руководителей привели к тому, что Федерация объединений автомобильных школ за все время своего существования так и не приобрела должного авторитета ни среди учебных организаций, ни во властных структурах.
Роль ассоциаций и союзов предстоит переосмыслить в первую очередь руководителям самих объединений, многие из которых ошибочно полагают, что поменять положение дел на рынке образовательных услуг могут только федеральные министерства и ведомства.
Без непосредственного участия объединений, ассоциаций и союзов, каждой учебной организации в нормотворческой работе, подготовки своих предложений в законодательные органы территориального и федерального уровня, отстаивания своих интересов в судебных инстанциях каких-либо серьезных изменений в системе подготовки водителей не произойдет.
Сегодня Федерация объединений автомобильных школ могла бы стать именно тем недостающим звеном в системе по подготовке водителей транспортных средств, — при условии выполнения всеми входящими в Федерацию общественными объединениями основных принципов саморегулирования при осуществлении предпринимательской деятельности.
Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность членов ФОАШ, содержанием которой является разработка и утверждение требований, правил и стандартов в области подготовки водителей транспортных средств, а также контроль над соблюдением этих требований всеми членами ФОАШ.
Основными принципами регулирования деятельности по подготовке водителей транспортных средств должны быть:
- стандартизация деятельности по подготовке водителей транспортных средств, разработка общих правил и требований к организации учебного процесса;
- усиление ответственности субъектов предпринимательской деятельности перед заказчиками услуг по подготовке водителей ТС;
- обеспечение защиты интересов субъектов предпринимательской деятельности по подготовке водителей транспортных средств как членов саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти;
- обеспечение возможности формирования на федеральном уровне информационного обеспечения для разработки и реализации государственной политики в сфере предпринимательской деятельности по подготовке водителей транспортных средств на основе мониторинга содержания и результатов этой деятельности;
- разрешение споров между заказчиками и субъектами предпринимательской деятельности по подготовке водителей транспортных средств, а также между субъектами указанной деятельности и государством;
повышение общественно- политической роли объединений учебных организаций и содействие по их участию в формировании государственной политики в области подготовки водителей;
- консолидация всех общественных объединений и ассоциаций, а также учебных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере подготовки водителей;
- выработка единой политики по взаимодействию с федеральными и территориальными органами исполнительной власти, постоянный мониторинг разрабатываемых нормативных правовых актов в данных инстанциях;
- подготовка предложений по повышению качества и эффективности подготовки водителей транспортных средств для рассмотрения на правительственной и региональных комиссиях по обеспечению БДД;
- подготовка проектов по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, действующие в области рынка образовательных услуг и вынесение их на рассмотрение федеральных и территориальных законодательных органов, а также судебных инстанций;
- анализ рынка образовательных услуг в сфере подготовки водителей транспортных средств (материально- техническое обеспечение, численность сотрудников и учащихся, наличие транспорта, помещений, площадок и т.д)
Общая система регулирования предпринимательской деятельности по подготовке водителей ТС должна основываться на разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и саморегулируемой организацией, исполнение функции которой возьмет на себя Федерация объединений автомобильных школ. Государственное регулирование деятельности по подготовке водителей транспортных средств и деятельности ФОАШ должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (Минобрнауки России или МВД России).
Стандартами деятельности по подготовке водителей транспортных средств должны являться предъявляемые требования к порядку проведения и осуществления учебного процесса в учебных организациях. Стандарты деятельности по подготовке водителей транспортных средств могут подразделяться на федеральные стандарты и правила деятельности по подготовке водителей транспортных средств саморегулируемой организации.
Перечень федеральных стандартов, подлежащих разработке, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Федеральные стандарты должны регламентировать требования к производственно-технической базе, персоналу и другим организационно- техническим показателям кандидатов в члены саморегулируемой организации.
Стандарты и правила деятельности саморегулируемой организации утверждаются ею самой и должны соответствовать федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также:
- предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемых организаций за нарушение требований стандартов и правил;
- устранять конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации;
- устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб заказчикам работ (услуг) по подготовке водителей транспортных средств и иным лицам, а также требования, охраняющие деловую репутацию членов саморегулируемой организации. Кроме реорганизации со стороны руководящего органа Федерации, потребуется решить в ближайшее время ряд иных задач, среди которых — подготовка изменений:
- в федеральные законы «О безопасности дорожного движения», «О местном самоуправлении», «Об образовании», «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановления Правительства Российской Федерации;
- в другие нормативные правовые акты, регламентирующие: статус автошколы как субъекта малого предпринимательства, для решения проблем по аренде федерального и муниципального имущества, в том числе и земельных участков;
- распределение компетенции между контрольно-надзорными органами, в частности, подразделениями Госавтоинспекции и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
- оценку качества подготовки водителей в учебных организациях;
- формирование единой региональной ценовой политики на образовательные услуги, в зависимости от принадлежности, материально-технического обеспечения и возможностей по подготовке водителей транспортных средств различных категорий. Необходимо провести анализ деятельности крупных учебных организаций, имеющих в своем распоряжении современные материально-технические средства, привлечь их:
- к проведению прикладных научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ для отработки и внедрения в учебный процесс новых методик подготовки водителей транспортных средств, в том числе автоматизированных автодромов, аппаратно-программных комплексов;
- к подготовке и повышению квалификации руководителей автошкол, преподавателей и мастеров производственного обучения.
И в перспективе создать на базе автоматизированных учебных (экзаменационных) классов и автодромов федеральную интегрированную систему учета подготовки водителей транспортных средств, совмещенную с подсистемами ФИС ГИБДД.
Без существенной реорганизации работы в Федерации объединений автомобильных школ каких-либо изменений в системе подготовки водителей транспортных средств в ближайшее время не произойдет.
Что делают региональные союзы?
В России действует несколько региональных союзов и ассоциаций автошкол. Чем они занимаются, чем отличаются друг от друга, какие задачи решают и как взаимодействуют с федеральными организациями? На вопросы «Автошколы» отвечают Евгений Валериевич Падерин, председатель правления Сибирской ассоциации автовладельцев и автошкол, и Людмила Алексеевна Струкова, исполнительный директор Федерации автошкол РТ.
– Как Вы позиционируете свое объединение в общей иерархии союзов автошкол — как решающее исключительно проблемы школ региона? Либо ставите перед собой и более «солидные» цели, например, каким-либо образом способствовать изменению законодательства об автошколах на федеральном уровне?
Е.В. Падерин:
– Конечно, нам ближе то, где мы живем и работаем. Но одной из стоящих перед Сибирской ассоциацией автовладельцев и автошкол целью является совершенствование действующего законодательства на федеральном и региональном уровнях в области безопасности дорожного движения и деятельности в области подготовки водителей транспортных средств различных категорий. Для реализации этой цели пытаемся принимать посильное участие в разработке нормативно-правовой документации, касающейся деятельности автошкол, разработка происходит, в основном, на федеральном уровне. Мы регулярно обращаемся в соответствующие органы власти, направляем своих представителей для участия в семинарах посвященных совершенствованию действующего законодательства в сфере дополнительного профессионального образования.
Л.А. Струкова:
Федерация автошкол РТ как общественная организация прежде всего должна содействовать решению задач, связанных с подготовкой и переподготовкой водителей на региональном уровне. Большинство проблем связано с тем, что за последнее время принято и отклонено достаточно большое количество документов, регламентирующих деятельность автошкол, не разработаны единые стандарты и методы оценки качества работы, автошкол. А это проблемы уже общего характера. Поэтому решение региональных проблем напрямую связано с решением федеральных, а это возможно только при объединении усилий всех заинтересованных сторон — как государственных структур так и общественных организаций.
– Вы наверняка знакомы с опытом работы других региональных федераций. Чем Ваша организация отличается от аналогичных союзов и федераций вдругих регионах — на практике?
Е.В. Падерин:
– К сожалению, с опытом других региональных федераций мы знакомы очень мало, поскольку информационное освещение их деятельности не имеет централизованного характера, в связи с этим не можем выявить какие-то отличия нашей организации от аналогичных союзов и федераций других регионов. Мы, в основном, пытаемся решать цели и задачи, определенные Уставом с учетом региональных особенностей, представляется что некоторые вопросы имеют схожий характер с теми, которые возникают у коллег из других регионов, но некоторые - уникальны. В частности, наша организация принимает участие по разработке региональных требований к материально-технической базе автош кол, предлагает свои кандидатуры при формировании экспертного совета для проведения лицензирования образовательной деятельности.
Помимо этого наша организация, Сибирская ассоциация, включена в качестве члена в Комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения Администрации Томской области.
Л.А. Струкова:
– Созданию Федерации автошкол РТ действительно предшествовала большая работа, связанная с анализом тех задач, которые ставят перед собой аналогичные нашей организации. Как правило, эти задачи очень похожи по формулировке между собой. Различия между ними прослеживаются не на декларативном, а на практическом уровне, на уровне приемов и методов. Например, такая задача как представление поддержки и защита интересов членов Федерации присутствует у всех региональных объединений автошкол.
Вспомним то смутное время, когда ряд автошкол при лицензировании встретился с проблемой соответствия своей материально-технической базы новым требованиям к образовательным учреждениям, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей. Требовалось обязательное наличие:
- АПК УПДК МК для тестирования психофизиологических качеств будущих водителей;
- закрытых площадок и автодромов;
- камер видеонаблюдения.
Действия Федерации автошкол РТ в этой ситуации:
- Построен и оборудован на средства инвестора автодром, полностью соответствующий требованиям, который в дальнейшем был одобрен УГИБДД МВД РТ. Получено одобрение использования данного автодрома 37 автошколами-членами Федерации на условиях аренды.
- Для приобретения камер видеонаблюдения нами был выбран поставщик, который предоставлял кредитную линию на полгода. Федерация выступила неким гарантом для всех автошкол Федерации. Из приведенного мною примера, можно сформулировать наше профессиональное кредо: есть проблема — есть решение.
– С какими реальными проблемами обращаются в Ваше объединение автошколы и какие из них удалось решить Вашему объединению?
Е.В. Падерин:
– Реальная проблема, с которой мы сталкиваемся - это непонимание наших целей со стороны региональных властей и ГИБДД. Нет понимания того, что основной целью деятельности нашей организации является повышение качества обучения водительскому мастерству, а как следствие - повышение безопасности дорожного движения.
Еще одна немаловажная проблема - кадровый голод. Отсутствуют высококвалифицированные мастера практического вождения, большая текучка кадров и другие трудности вытекающие из этого.
Совместно с региональным лицензирующим органом (Комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области) работаем над восполнением информационного вакуума в регламентации деятельности образовательных учреждений по профессиональной подготовке водителей автотранспортных средств различных категорий, создаем условия для обмена опытом сотрудников автошкол.
Л.А. Струкова:
– Проблем действительно много. Некоторые из них связаны с плохой организацией внутри самой автошколы, другие - возникают помимо их вины. Приведу один пример. Известно, что особый наплыв курсантов в автошколах бывает в конце октября, ноября. Вследствие чего наплыв желающих сдавать квалификационный экзамен в марте достигает апогея. Но пропускная способность экзаменационного отдела ГИБДД ограничена. Возникает ситуация, когда автошколы нарушают свои обязательства перед курсантами и срок обучения продлевается на месяц и даже более. Такая ситуация сложилась и у нас. Федерация предложила, на мой взгляд, правильное решение.
Для теоретического экзамена был предоставлен отдельный компьютерный класс, который ранее не использовался сотрудниками ГИБДД, так как был ориентирован на технологию штрих-кодирования, которая позволяет вводить все персонифицированные данные об экзаменующемся с помощью штрих-кода.
Для первого этапа практического экзамена был арендован автодром, на котором в определенное время согласно расписанию проводятся экзамены для школ Федерации.
Для второго этапа практического экзамена — управление автомобилем в условиях реального дорожного движения — был разработан маршрут, утвержденный МЭО ГИБДД МВД по РТ.
Проблема была решена. Конечно, это возможно, только при условии понимания и неравнодушия сотрудников ГИБДД МВД по РТ.
– Собираетесь ли Вы каким-то образом взаимодействовать с ФОАШ, МААШ, иными региональными союзами и ассоциациями?
Е.В.Падерин:
– Мы уже взаимодействуем с Межрегиональной ассоциацией автошкол.
Л.А. Струкова:
– Организации, цель которых — консолидация региональных объединений на федеральном уровне, весьма привлекательны для нас. Мы понимаем, что решение вопросов, связанных с разработкой и совершенствованием законодательной базы, регламентирующей деятельность автошкол, возможна только при условии тесного взаимодействия с такими организациями, как ФОАШ и МААШ.
Шаги в данном направлении уже сделаны. Представитель Федерации автошкол РТ вошел в состав Федерального совета по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств, сформированный в соответствии с письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 16 ноября 2009 г. Федеральный совет должен стать постоянно действующей площадкой для обсуждения различных вопросов и проблем государственных и негосударственных организаций, общественных объединений и обществ в области подготовки водителей транспортных средств, а также действующих и новых нормативных правовых документов, регламентирующих порядок подготовки водителей.
– Планы Вашего объединения на 2010 г.?
Л.А. Струкова:
– Во-первых, хотелось, чтобы наша Федерация объединила как можно больше автошкол-единомышленников, которые хотят качественно обучать будущих водителей.
Во-вторых, содействовать совершенствованию и реформированию законодательной базы, которая позволила бы построить качественный образовательный процесс.
В-третьих, участвовать в сертификации или аккредитации образовательных учреждений, занимающихся подготовкой водителей, которые в последующем смогли бы проводить теоретический и 1 этап практического экзамена без дублирования его в ГИБДД МВД.
Статья опубликована в журнале «Автошкола», №04, апрель 2010 г.
Хочу поблагодарить коллектив автошколы Авангард-Авто/
Ольга Алексеевна прекрасный преподаватель теории, все понятно объясняет! Ильгизар Накип...